Многие жители Тикси знают, что остров, возле которого расположено кладбище кораблей, называется остров Бруснева, но о самом Брусневе знают очень мало, сегодня мы постараемся исправить это недоразумение.

В 1903 году командир шхуны «Заря» Ф. А. Матисен назвал в честь Михаила Ивановича Бруснева остров в бухте Тикси. Остров небольшой, около 20 м высотой, лежит в 5 с половиной километрах на северо-восток от залива Булункан. Наибольшая длина острова 2 км, средняя ширина  — около 800 метров. Северо-восточный берег острова обрывист, противоположный – полог. Остров соединяется узкой подводной косой с западным мысом лагуны Сафронеева, лежащей к югу от перешейка Колычева. Остров Бруснева и коса отчасти защищают залив Булункан от крупной волны со стороны бухты.  На возвышенной юго-восточной части острова Бруснева установлен маяк.

Михаил  Бруснев родился в 1864 году в станице Сторожевой на Кубани. Отец Бруснева был кубанским казаком, в чине хорунжего. Он участвовал в революционном движении с 1881 года. Учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте. Во время учёбы в Технологическом институте вместе с другими студентами занялся пропагандой марксистских идей. В 1889 году создал группу, объединившую студентов-марксистов Технологического, Лесного, Горного институтов и Санкт-Петербургского университета с рабочими кружками, оставшимися от групп Благоева и Точисского. Созданная организация получила название группы Бруснева.

Сам Бруснев возглавлял интеллигентский центр, руководивший работой организации и координировавший деятельность рабочих кружков. Кроме Бруснева, в интеллигентский центр входили также Л. Б. Красин, Г. Б. Красин, М. С. Ольминский, В. В. Святловский, В. Цивинский и другие. Поддерживал постоянную связь с «Центральным рабочим комитетом», непосредственно руководившим деятельностью рабочих кружков. Занимался поставками нелегальной литературы и созданием нелегальной библиотеки для рабочих. Организовал выпуск гектографированной газеты и нескольких революционных воззваний.

В 1891 году Бруснев со своими соратниками организовал преподнесение адреса писателю-народнику Н. В. Шелгунову, а после его смерти — демонстрацию рабочих на его похоронах. В том же году организовал первое в России празднование 1 мая, на котором произносились речи политического содержания.

В 1891 году окончил Технологический институт и переехал в Москву, где устроился работать в Московско-Брестских железнодорожных мастерских. Проживая в Москве, создавал новые социал-демократические кружки, пытался объединить социал-демократические кружки Москвы и Петербурга. Установил связь с кружками других городов — Тулы, Казани, Нижнего Новгорода, Харькова, Киева и др. Одновременно установил связь с женевской марксистской группой «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым. По договорённости с группой «Освобождение труда» получил партию нелегальной литературы для распространения в рабочих кружках.

В апреле 1892 года был арестован жандармами Московского охранного отделения и осуждён по обвинению в распространении нелегальной литературы. После 4 лет тюремного заключения отправлен в ссылку в Якутию. С 1901 года, оставаясь в ссылке, участвовал в работе Русской полярной экспедиции. Составил подробнейшую карту острова Новая Сибирь. По поручению Толля Бруснев и Стрижов исследовали берег губы Буор-Хая и устье Лены с целью найти место удобной стоянки для «Зари». Осенью 1902 года планировалось закончить там экспедицию. В дальнейшем Толль хотел уменьшив ,сколь возможно, примерно до 4 метров, осадку судна , протоками дельты войти в Лену. Бруснев должен был найти в Булуне норвежца Иоганна Торгенсена, который остался в Якутии после экспедиции Норденшельда  и с тех пор работал штурвальным на пароходе «Лена». Толлю приходилось уже работать с Торгенсеном в 1893 году, когда они прошли по дельте Лены до устья Оленька. Позднее Торгенсен участвовал в походе по Быковской протоке вниз до устья Яны. Бруснев, Стрижов и Торгенсен детально обследовали берега морского побережья и Быковскую протоку, составив их описание. Бруснев утверждал, что залив Булункан в бухте Тикси- лучшее место для стоянки «Зари». Это подтвердила сьемка и промеры глубин ,сделанная в 1903 году Федором Матисеном.

М.И. Бруснев также оставил ряд наблюдений историко-этнографического плана. В «отчете начальника экспедиции на Новосибирские острова для оказания помощи барону Толлю» мы находим, например, описание подготовки нарты к переезду, преимуществ этого вида передвижения в условиях Севера.  Он писал, что «хорошо устроенная собачья нарта, даже сильно нагруженная , легко идет по твердому снежному покрову». Одним из условий удачного переезда на нарте, по его словам, являлась специальная подготовка полозьев. Нижняя поверхность их покрывалась тонким слоем льда, что значительно уменьшало трение полозьев о снег.  «Леденение» полозьев  производилось следующим образом: нарта переворачивалась вверх полозьями , ямщик макал в воду кусок оленьей кожи с шерстью, проводил им поверхности полоза несколько раз. Следовало, однако, знать замечал Бруснев, что не ко всякому дереву лед пристает плотно; необходимо было мягкое вязкое дерево («обыкновенно используется береза»).  Березовые полозья высоко ценились   промышленниками, а так как березы на  севере не произрастали, то их покупали («иногда очень дорого») у купцов,  доставлявших полозья из Якутска. Полозья в течении нескольких  дней вымачивались в пресной воде («тогда лед хорошо пристает к ним и образует с ними как бы одно целое»). «Леденение» было возможным лишь при низкой температуре («при – 5 операция эта хотя и удается, но лед очень быстро стирается»).

Для летних разъездов, писал Бруснев, использовались иные нарты.  Для изготовлении полозьев для поездок по голой земле среди плавника выбиралось лиственничное дерево., «наружные годовые кольца которого тонки». Верхний слой такой лиственницы, по замечанию путешественника, отличался чрезвычайной твердостью, а полозья были настолько прочными, что «отполировавшись о землю, скользят по ней довольно легко и не скоро истираются». Сама натра отличалась меньшей величиной («главным образом, короче зимней»).

Бруснев отмечал удобство, приспособленность к местным условиям урасы. «Коническая форма урасы со многими точками опоры, — писал он, — имеет сравнительно небольшую боковую поверхность и так как ветер встречает эту поверхность под тупым углом, то он как бы придавливает урасу к земле, благодаря чему она может выдержать сильный ветер не будучи вовсе привязана к земле».

Интересно его наблюдение отношение якутов и эвенков к медведям. Они снимали с убитого животного шкуру, разрезали тушу на части, зарывали их в землю.  «Все это они делают для того, чтобы медведь не мог впоследствии как-нибудь встать и повредить им за причиненную обиду». При этом обязательно отрезались  от туловища голова и ноги, перерезался на части позвоночник,  вынимались и резались на части внутренности, в том числе сердце.  (разрезалось на четыре части), вырезались глаза, уши забивались землей, пасть связывалась ниткой. «Все это делается в глубоком молчании –говорить можно только в случае крайней необходимости, да и только щепотом».

На о. Новая Сибирь Бруснев наблюдал следы пребывания в прежние годы промышленников.  Путешественники нашли здесь «домики, довольно «хорошо» сохранившиеся», «несмотря на то, что промышленники перестали посещать этот остров уже около 40 лет». С партией Бруснева летовали на Новой Сибири Усть-Янские промышленники.  Они  надеялись,  «основываясь на сохранившихся от прежних промышленников легендах», найти на острове «неистощимые богатства мамонтовой кости». Однако были разочарованы, собрав за два года 3 пуда клыков, «да и то не хорошо сохранившихся», в то время как на о. Фаддеевском промышленники за год набрали более 40 пудов «превосходной кости».

На Новосибирских островах нет постоянного населения, сюда прибывают каждый год промышленники из коренного и русского населения Приянского, Индигирского, Нижнеленского районов («безлюдными, по крайней мере в продолжении известной части года, их ни в коем случае нельзя назвать»). Промышленники отправлялись на острова ради добычи Мамонтова «рога», бивней, идущих на продажу.  Главный сбор мамонтовой кости велся на о. Большом Ляховском, где летовали промысловые партии с мая по октябрь. Реже посещались острова Котельный и Фаддеевский.  Источником питания партий в это время являлась охота (главный объект охоты – северный олень).  В случае перекочевок оленей на дальние острова промышленники занимались сбором яиц гаг, гусей, чаек, охотой на линяющих гусей.

После экспедиции Бруснев в 1904 году вернулся в Петербург, примкнул к социал-демократической группе «Союза инженеров». В 1907 году был в числе выборщиков в Государственную Думу от так называемого «левого блока», в который входили большевики и эсеры. Впоследствии отошёл от активной политической деятельности. Написал воспоминания о зарождении социал-демократического движения в России. Бруснев умер  в 1937 году в Ленинграде.

В 1968 году комсомольцы Тикси на острове Бруснева в память о Михаиле Ивановиче  установили обелиск.

               Гуков А.Ю. «Город Тикси»