Знаменательные даты в истории Тиксинского морского порта

Юридически Тиксинский морской порт был оформлен в январе 1934 года приказом начальника Главного управления Северного морского пути Отто Юльевича Шмидта. Эта дата считается вступлением порта в бухте Тикси в строй действующих арктических портов ГУ «Севморпути» при Совете народных комиссаров СССР (правительство страны). До 1936 года он назывался Усть-Ленским, затем стал Тиксинским морским торговым портом.

Деятельность порта началась с разгрузки ледореза «Фёдор Литке» летом 1934 года, совершавшего сквозной рейс по Северному морскому пути за одну навигацию.

Первый основной причал в заливе Булункан бухты Тикси ряжевой конструкции длиной  110 метров сооружался с лета 1934 года. Строился он до 1935 г. из деревянных срубов, погружаемых на дно и заполняемых щебнем и грунтом, в том же году были построены крытые грузовые склады общей площадью 542 квадратных метров, жилые дома с общей полезной площадью 874 квадратных метров,  здания ремонтной строительной группы, центральной электростанции, баня-прачечная и другие объекты.

До 1938 года порт в бухте Тикси был фактически портопунктом. 28 августа 1938 г. Постановлением Совета народных комиссаров СССР за морским портом «Тикси» были закреплены юридический статус, структура, определены перспективы развития грузооборота и заложены основы фундаментального строительства портовых мощностей.

В числе ценных единиц хранения музея Булунского района «Истории и развития Арктики» есть подлинник предварительного отчёта Лена – Хатангской Правительственной экспедиции по изыскательским работам в 1933 году бухте Тикси и дельте Лены под руководством Бориса Михайловича Михайлова.  Отчёт подготовлен на печатной машинке и заверен подписью Б.М. Михайлова.

В отчёте сообщается, что в конце июля 1933 года в Булуне на берег высадились прибывшие из Якутска геологический отряд Лена – Хатангской экспедиции в составе сезонной поисковой группы И. Г. Николаева и зимовочной разведочной группы А. Н. Гусева. 4 августа к месту отстоя был доставлен караван барж с грузами, а к берегу у Булуна пришвартовали брандвахту, а к ней все катера, шлюпки, кунгасы. Здесь сошли на берег все работники портоизыскательского, гидрографического и лоцмейстерского отрядов, а остальные с баржей «Олёкма» проследовали дальше в бухту Тикси.

В двадцатых числах августа 1933 года в бухту Тикси на судах были доставлены работники нескольких отрядов Лена – Хатангской экспедиции. В Якутске до конца августа 1933 г. были построены, а затем разобраны здания для членов  экспедиции, пронумерованные блоки — срубы будущих жилых и производственных помещений подготовили к отправке на баржах в бухту Тикси.

В своём отчёте Б.М. Михайлов отмечал, что до прихода судов с грузами из Архангельска все отряды Лена — Хатангской экспедиции, за исключением геологов, выгрузившихся в Булуне, и строителей, находившихся в пути, сосредоточились в бухте Тикси. Кроме двух домиков полярной станции в заливе Сого, никаких строений не было. К одному из домиков полярной станции была сооружена из собранного на берегу плавника пристройка, в которой разместилось около 30 человек. Часть членов экспедиции была размещена в помещениях команд на шхунах, но около100 человек пришлось устроить в палатках летнего типа.

Часть грузов для экспедиции, доставленная на пароходах, перегружалась на баржи, которые подводились к берегу. Никаких причалов еще не существовало, буксиров не было. Безвыходное положение заставило мобилизовать всех сотрудников экспедиции на разгрузку судов. Баржи буксировали к берегу слабосильными экспедиционными катерами, изношенными предыдущей работой. Приходилось впрягать по два катера в каждую баржу. На сентябрьской штормовой волне это удавалось ценой огромных усилий.

Приход 12 сентября в бухту Тикси буксирного теплохода «Первая пятилетка» сильно облегчил положение. 16 сентября разгрузка морских судов, прибывших из Архангельска, была закончена.

В это время из Якутска пришло известие о том, что пароход «Кальвиц» довел баржу со стройотрядом и строительными материалами только до острова Столб, а затем, опасаясь приближения зимы, оставил ее там и ушел обратно в Якутск.

Кроме летних палаток, жилья для большей части людей не было. Продовольствие, одежда и экспедиционное снаряжение, выгруженные из затопленного трюма парохода «Товарищ Сталин» и сваленные на берегу в почерневших от копоти и обугленных ящиках, требовали немедленной разборки и перетаривания, иначе все это могло быстро смерзнуться, его могло занести снегом, и тогда уже не было бы возможности определить, что есть, а чего нет. А ведь экспедиция должна была не только перезимовать, но и успеть выполнить до будущей навигации очень большую работу. Пароходу пришлось встать на мелководье и затопить трюм, потому что в нём перед заходом в бухту Тикси произошло возгорание.

Как сообщается в отчёте Б.М. Михайлова, было принято решение провести общее собрание членов экспедиции, на котором, ничего не скрывая, рассказать о создавшемся положении. Тем, кто не надеется на свои силы, разрешить выезд в центр, предупредить всех, что независимо от работы по специальности каждый должен будет работать и грузчиком, и строителем, чтобы создать более или менее сносные условия для зимовки и дальнейшей работы. Около 15% сотрудников пожелали выехать, все остальные заявили: «Бросать работу позорно, портовые изыскания и другие задания экспедиции должны быть выполнены, несмотря на создавшиеся условия».

Единственная надежда была на то, что члены экспедиции сами сумеют построить жилые и производственные помещения из плавника, выброшенного морем на берег. Одновременно подготавливались складские площадки, сооружались палаточные склады. Также члены экспедиции разбирали, учитывали, штабелевали грузы, хаотически сваленные на берегу во время спешной разгрузки судов. Заготавливали и дрова на зиму, складывая в пирамиды такой высоты, чтобы никакие сугробы их не закрывали.

В центре стройплощадки построили из смоленой фанеры будку размером 3,5х2,0 м, стены, пол и потолок которой утеплили двухслойным войлоком. В этой будке смонтировали агрегат постоянного тока и оборудовали примитивную слесарную мастерскую, где изготавливали уголки, дверные навески, скобы и т. д. На все строящиеся объекты дали электрическое освещение, а в середине площадки поставили прожектор, чтобы строительные работы вести и в темное время суток.

К 7 ноября 1933 года из плавника и бруса, привезенного на пароходе из Архангельска, были построены двухэтажная пристройка к дому полярной станции в Сого, скотный двор, баня, помещение клуба с жилой пристройкой, дом для кухни-столовой, амбулатории и пекарни, жилой дом для инженерно-технического персонала, общежитие для рабочих. Это оказалось возможным только благодаря энтузиазму всех зимовщиков. Работали по 14-16 часов в день.

Все постройки были сделаны достаточно добротно и хорошо держали тепло, но жилой площади не хватало. Спальные места пришлось размещать в два и даже в три яруса. Ради экономии места стали делать складные двери, столы и койки, поднимающиеся к потолку или убирающиеся к стене, и тому подобное. Во все жилые и рабочие помещения поставили телефоны и провели электричество. По столбам электропередачи протянули стальные тросы (леера), позволявшие передвигаться из дома в дом даже в свирепую пургу. Аналогичные меры были приняты и в Сого.

В трюме небольшой деревянной баржи были оборудованы механическая мастерская и электросиловая установка. Эта работа была проведена параллельно со строительством домов и закончена вскоре после ноябрьских праздников.

Из принятых портоизыскательским отрядом для разработки четырех вариантов расположения будущего порта в процессе эскизного проектирования к концу 1933 года отпали как чрезмерно трудоемкие и дорогие два — острова Бруснева и Караульные камни. Оставшиеся два варианта — залив Булункан и перешеек Колычева с морским портом со стороны бухты Тикси и речным портом со стороны залива Неелова — остались в разработке до конца изысканий. Бурение показало, что дно бухты Тикси покрыто мощным, до 5 м, слоем ила, под которым был талый грунт.

В итоге было принято решение строить порт на берегу залива Булункан.

 

Николай Сургаев

Фото из фондов районного музея истории и развития Арктики