Во­рот­ни­ков Алек­сандр: Списание долгов очень важно для регионов, но еще лучше не накапливать их

Пра­ви­тель­ство Рос­сии утвер­ди­ло пра­ви­ла спи­са­ния за­дол­жен­но­сти по бюд­жет­ным кре­ди­там для ре­ги­о­нов. Не ме­нее по­ло­ви­ны вы­сво­бо­див­ших­ся средств субъ­ек­ты Фе­де­ра­ции долж­ны вло­жить в ре­а­ли­за­цию ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов в ЖКХ. Об этом рассказал Александр Воротников — Ко­ор­ди­на­тор Экс­перт­но­го со­ве­та ЭЦ ПОРА (Про­ект­ный офис раз­ви­тия Арк­ти­ки), до­цент Ин­сти­ту­та об­ще­ствен­ных наук Пре­зи­дент­ской Ака­де­мии.

При­ня­тое по­ста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства очень важ­но для ре­ги­о­нов. Спи­са­ние за­дол­жен­но­сти сни­жа­ет дол­го­вую на­груз­ку ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тов, что поз­во­ля­ет брать но­вые кре­ди­ты или да­вать ре­ги­о­наль­ные га­ран­тии. В слу­чае за­дол­жен­но­сти ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тов это невоз­мож­но. Важ­но и то, что фи­нан­со­вые сред­ства мож­но не воз­вра­щать, а вкла­ды­вать в ре­ги­о­наль­ные ин­ве­сти­ци­он­ные про­ек­ты, в первую оче­редь свя­зан­ные с жи­льем, жи­лищ­ны­ми усло­ви­я­ми и го­род­ской мо­биль­но­стью. Это и за­ме­на лиф­тов, и пе­ре­се­ле­ние граж­дан из ава­рий­но­го жи­лищ­но­го фон­да, и об­нов­ле­ние об­ще­ствен­но­го транс­пор­та. Та­к­же, на мой взгляд, важ­но, что бу­дет сде­ла­но фи­нан­со­вое обес­пе­че­ние до­ка­пи­та­ли­за­ции фон­дов раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти субъ­ек­тов РФ, га­ран­тий­ных и мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций в це­лях ре­а­ли­за­ции ин­ве­сти­ци­он­ных и ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов. И очень ак­ту­аль­но, что за счет этих средств бу­дет обес­пе­че­на ре­а­ли­за­ция ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов по раз­ви­тию опор­ных на­се­лен­ных пунк­тов в Арк­ти­ке, со­глас­но по­ру­че­нию пре­зи­ден­та РФ.

По­вто­рю, спи­са­ние за­дол­жен­но­сти очень важ­но. Од­на­ко, на мой взгляд, еще важ­нее ее не до­пус­кать. Ре­ги­о­нам необ­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать бо­лее со­вре­мен­ные и эф­фек­тив­ные ин­стру­мен­ты ре­а­ли­за­ции ин­ве­сти­ци­он­ной по­ли­ти­ки. Вла­ди­мир Пу­тин на Во­сточ­ном эко­но­ми­че­ском фо­ру­ме осе­нью 2024 года по­ру­чил ши­ро­ко при­вле­кать ВЭБ.РФ к про­ек­там го­су­дар­ствен­но-част­но­го парт­нер­ства для ми­ни­ми­за­ции рис­ков.

Это мо­гут быть и кон­трак­ты жиз­нен­но­го цик­ла (КЦЖ) на транс­пор­те, и кон­цес­сии в ЖКХ. Осо­бен­но ин­те­рес­но, по мо­е­му мне­нию, при­ме­не­ние КЦЖ в со­че­та­нии с оф­сет­ным кон­трак­том в об­нов­ле­нии лиф­то­во­го хо­зяй­ства. Для ре­ги­о­нов это огром­ная про­бле­ма. Лиф­ты слу­жат со вре­мен СССР; фи­зи­че­ски и мо­раль­но они уста­ре­ли. У му­ни­ци­па­ли­те­тов нет де­нег на их по­куп­ку. А в слу­чае КЦЖ по­тре­би­тель бу­дет пла­тить не за по­куп­ку, а за ее ис­поль­зо­ва­ние. И в слу­чае оф­сет­но­го кон­трак­та это бу­дет сам про­из­во­ди­тель лиф­тов. Та­ким об­ра­зом, спи­са­ние дол­гов поз­во­лит под­нять ка­че­ство жиз­ни на­се­ле­ния, а та­к­же раз­вить но­вые ор­га­ни­за­ци­он­ные под­хо­ды к ре­а­ли­за­ции ак­ту­аль­ных ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов.