В чем отличие жанра? И как он стал таким популярным?
Аниме прочно обосновалось в современной поп-культуре не только России, но и всего мира. Можно увидеть множество фестивалей, последователей культуры, а также множество отсылок в современном кинематографе.
Ни для кого не секрет, что «Начало» Кристофера Нолана черпало свое вдохновение из «Паприки» Сатоши Кона, а оскароносный «Черный лебедь» в целом построен на «Истиной грусти» того же Сатоши — изначально Даррен Аранофски хотел купить права на экранизацию, но после отказа пошел более изощренным путем.
Мультипликация тоже шагнула в сторону отсылок к японскому искусству — Pixar в своем экспериментальном «Я краснею» создает цветокоррекцию в духе «Сейлор Мун», а вторая часть «Кота в сапогах» и вовсе создает целую сцену в духе «Атаки титанов», к которой мы вернемся позже. В России же одним из примеров является «Киберслав». Некогда короткий метр на YouTube спустя пять лет был взят Кинопоиском в работу. Скоро мы увидим свой киберпанк в мире Древней Руси, который очень сильно напоминает рисовку из аниме, что меня очень радует.
После всех перечислений хочется порассуждать, почему мультипликация «страны восходящего солнца» стала такая популярной и цитируемой, а главное — что в этом жанре находят российская аудитория.
Какие виды аниме существуют?
На мой взгляд, как раз здесь и кроется вся популярность! Я не буду углубляться в виды сеттинга, потому что они в целом похожи на жанры в кино — драма, боевик, фантастика и тд. Хотя и здесь можно найти много несвойственных для западной культуры вещей. Также не сильно хочется останавливаться на эротическом аниме, которое безумно популярно в самой Японии и сильно порицается за ее пределами — а все потому что в Европе и в частности в России мультипликацию принято считать детским жанром, а значит и разного рода отклонения от норм воспринимать могут как «плохое влияние на умы детей», с чем я не согласен.
Ведь ключевой особенностью является разделение аниме по целевым аудиториям! В аниме есть четкие деления не только на возраст, но и пол, а также подветки жанров могут быть нацелены на отдельные классы — например, аниме для японских бизнесменов, как вам такое? Пожалуй, самым популярным жанром является сёнэн. Нацелен он по большой части на мальчиков-подростков от 12 лет, но это если создавать грубую градацию.
Самыми популярными сёнэнами являются «Наруто», «Блич» или «Ван Пис», которые выходят по сей день, потому что имеют бешеную популярность. Зачастую главными героями являются те же подростки, а благодаря большому количеству серий практически любой зритель может найти себе героя по душе.
Почему же аниме в России так популярно?
Ответ в работе с целевой аудиторией! Я уверен, что вся проблема кроется в отсутствии альтернатив и грамотной работе авторов с сюжетом. Представьте, а лучше вспомните себя маленького. Советский ребенок смотрел советские мультики, в которых зачастую было не ясно, на какой возраст они нацелены, потому что на это вряд ли обращали внимание. У детей 2000-х, к которым отношусь я, ситуация была гораздо лучше, с чем многие поспорят.
Лучше, на мой взгляд, потому что у детей появилась альтернатива — а главное, девочки и мальчики могли смотреть разными мультфильмы! Но в какой-то момент твой возраст подходит к переходному, ты начинаешь пугаться не только изменений в своем организме, но и боишься смотреть на мир, потому что взгляд на привычные вещи у тебя становится резко иным. Disney и Pixar пытается разговаривать с тобой на взрослые темы, которых ты еще не понимаешь, российская мультипликация создает богатырей, мультики детства остаются лишь приятным времяпровождением.
С кем подростку себя ассоциировать и как направить этот подростковый бунтарский дух в правильное русло? Япония придумала сёнэн. А в 2007-м году я знакомлюсь с «Наруто: Ураганные хроники». Вы только представьте, я вижу главного героя, у которого явно больше проблем, чем у меня, но он вкладывает всю силу и душу в цель, для достижения которой по его мнению препятствием являешься лишь ты сам. На мой взгляд, это круто!
Конечно я, как и многие подростки, отдадим предпочтение такой истории. И большой ошибкой в России, на мой взгляд, являются запреты — люди просто не захотели капнуть на глубину картофельного клубня, чтобы понять, где они оступились. По сей день у нас отсутствует подростковая мультипликация, весь упор делается на детей, ведь вспомните, что я писал выше — «мультики — это для детей».
Вы только представьте, я в свои 27 лет с удовольствием смотрю новые сёнэны, как например, Истребитель демонов»! А все потому что я до сих пор вдохновляюсь мотивацией главных героев и нахожу в них что-то для себя, и вдобавок это просто очень красиво. За последние годы в России появилось много студий дубляжа, которые специализируются на озвучке аниме. Многие делают это так качественно, что сэйю — японские актеры озвучки, иногда черпают вдохновение у наших актеров.
Японцы следят за качеством дубляжа, наш дубляж часто побеждает в них номинациях международной озвучки — они даже утверждают голоса на определенные роли, как это случилось с новым фильмом Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица», который появится в кинотеатрах в декабре. И все это японцы делают, зная, что у нас нет официальных дистрибьюторов, представляете! Многие создатели присылают копии серий (если что серия аниме выходит раз в неделю) напрямую зарекомендовавшим себя студиям дубляжа. Это не только говорит о серьезном подходе и уважению к ремеслу других стран, но и грамотному распространению своей культуры через мультипликацию… пусть даже в серую.
Как аниме смогло разойтись по всему миру?
Здесь нам придется начать с литературного феномена, а именно манги. Это своего рода японский комикс, который стал набирать популярность после Второй мировой войны, хотя манга существовала еще в раннем японском искусстве. Манга взяла свое начало из американских комиксов — оба создавались с целью некой пропаганды и защиты общества от инородной культуры.
Но, на мой взгляд, у манги гораздо лучше получилось интегрироваться с обществом, став неотъемлемой частью искусства. Если комиксы чаще всего интересуют детей, подростков и гиков, которые росли на этом и сделали поп-культуру частью своей жизни, то феномен манги заключается в том, что ее читают люди абсолютно всех возрастов. Получилось это благодаря вышеупомянутому разделению на целевые аудитории, а также огромному разнообразию жанров — считайте, что взрослые в России читали бы детективы Донцовой с черно-белыми иллюстрациями, гениально же.
Японцы пошли дальше — когда они поняли, что создание манги стоит много денег. Но черно-белые иллюстрации и диалоги отлично вписывались в понятия «раскадровка» и «сценарий», поэтому манга послужила отличным фундаментом для создания аниме. Долгие годы упорного труда и экспериментов позволили создать синергию и отточить работу, что стало результатов культурного феномена — абсолютно вся страна любит аниме.
После выхода таких сериалов как «Евангелион», «Призрак в доспехах» и «Акира» этот культурный феномен распространился на западную аудиторию. Люди стали одержимы киберпанком, пошла мода на научную фантастику, вершиной которой стала первая «Матрица», которая хоть и была отдельно существующим философским творением, все равно визуально сильно вдохновлялась «Призраком в доспехах». Но далеко не все аниме появлялись на свет благодаря манге. Моим любимым примером является «Ковбой Бибоп» Синъитиро Ватанабэ.
Когда режиссера попросили создать что-то в духе «Евангелиона», они и подумать не могли, что «меха», жанр с огромными роботами (помните, я говорил, что есть много несвойственных вещей), превратится в космический вестерн. В итоге бюджет сократили, каждая серия создавалась как последняя, поэтому была невероятно детализирована, а японцы не приняли эксперименты с джазом и далекими планетами с очень похожими городами — согласитесь, совсем не отсылает к будущему.
Но аниме стало прорывным в Европе, а после получила признание и в Штатах, после чего наконец прошлась волной популярности по японской аудитории. Примечательно, что вышедший позже полный метр сильнее ориентировался на европейскую аудиторию — события разворачивались в привычных взгляду декорациях в канун Хэллоуина. И на самом деле примеров, где аниме и манга ссылаются на культуру других народов, масса — чего только стоит «Сага о Винланде», которая основана на исландских сагах о викингах.
Какие ошибочные суждения делают в адрес аниме?
Очень часто я слышу фразы о том, что аниме портит современных детей, что создают их с целью разобщения, извращения и все в этом роде. Я же попытался показать, что аниме имеет очень много различных видов, которые почему-то стараются засунуть в одну классификацию. Существует множество историй для детей, но чаще всего они будут понятны в культурной среде Японии — любят они много странного юмора, гиперболизацию, говорящих животных и тд… не вижу ничего плохого.
Но как я уже говорил, в нашей стране очень много детского контента. Хорошего или нет я судить не буду, потому что я уже и еще пока не целевая аудитория. Поэтому хочу порассуждать о подростковом и взрослом контенте. В России для подростков не создается абсолютно никакой альтернативы, а суждения о жестокости в повествовании не имеют под собой никакой конструктивной базы. Ключевая особенность азиатской структуры повествования — в ней нет классической арки персонажа. Наш зритель привык к европейской структуре, а именно «герой должен испытывать кризис, столкнуться с трудностью, чтобы поменять себя, стать лучше и в конце прийти к успеху». Но что есть успех и так ли хорошо брать за основу формирования личности примеры, где герои меняют «внутреннее я»?
Именно этим и отличаются классические сёнэны. В них главные герои остаются собой при любых обстоятельствах! А испытания, которые дает им сюжет, лишь подтверждают, что оставаясь собой, ты можешь быть сильнее, и общество тебя признает не за успехи, а за человечность, упорство и трудолюбие. На мой взгляд, об этом полезно вспоминать в любом возрасте. Ведь в спешке жизни за иллюзорными целями, которые часто навязывает нам общество, люди забывают о том, кто они на самом деле. Многие аниме-сериалы спускают на земле и заставляют об этом задуматься, меня во всяком случае точно.
Жестокость, кровь, жертвы — это неотъемлемая часть общества, как бы нам того не хотелось. Аниме лишь говорит со зрителем честно и открыто, н держит его за дурака — подросток — не дурак, и авторы это понимают. К тому же давайте не забывать азиатскую культуру: они сдержаны в жизни, поэтому подобные действия в творчестве просто помогают им отвлечься от рутины. Визуальные ходы — это лишь оболочка, внутри которой скрывается сильный сюжет.
Именно поэтому, на мой взгляд, многие подростки так сильно окунаются в эту культуру: они ассоциируют себя с героями, которые их понимают, а авторы в отличие от окружающего их общества говорят с ними на равных, не считая их непонимающими детьми. Это же именно то, что нужно современному подростку, чтобы с ним считались. Отмена искусства зачастую идет из-за нежелания в ней разобраться, а чем сильнее запретить молодежи что-то, тем больше он этого захочет — вспомните себя. По-настоящему жестокие тайтлы в духе «Атаки титанов» или «Тетради смерти» обычно имеют ценз 18+, в Японии с этим довольно строго. Но в этих историях также поднимаются более серьезные темы, о которых боятся общаться даже взрослые: геноцид или осознанный выбор самопожертвования ради спасения мира, жизнь и смерть — избавляясь от убийц, становишься ли ты на их путь, и имеет ли человек вообще право брать такую ответственность за чужие жизни.
О таком не говорят на занятиях в школе и университете, о таком вряд ли захотят говорить родители. Но разве это не важные вопросы, которые помогают формироваться личности, быть любознательнее и эрудированнее? Я считаю, что большой ошибкой является не желание адаптировать уже имеющийся рабочий механизм, убивая время в попытках переизобрести свой велосипед.
Вы не поверите, но с подобным я сталкивался недавно: «это не поймут, тут нужно переучивать, так у нас не работает и тд.». В итоге пока современное аниме уже экспериментирует с жанрами, повествованием и даже высмеивает классику (яркий пример «Магическая битва»), в России не желают пробовать уже готовые наработки — критикуют, но не предлагают. Хотя соглашусь, подвижки есть, что меня очень радует! Еще совсем недавно наши люди не боялись экспериментов: у нас был сильный кинематограф, новаторские решения, великие имена и мировое признание. Я даже узнал, что отечественный спорт «самбо» был вдохновлен японскими дзюдо и джиу-джитсу.
Очень хочется верить, что в эпоху пост-модерна наше общество научится не только принимать культуру других стран в искусстве, литературных и визуальных феноменах, но и будет смело адаптировать его под свои нужды.
В конце хочу посоветовать вам несколько аниме-сериалов из своих «просмотренных» и кратко рассказать об их ключевых особенностях:
1. «Ковбой Бибоп«, реж. Синъитиро Ватанабэ. Уже упомянутый мною смелый эксперимент, ставший культовой классикой.
2. «Синяя тюрьма: Блю Лок«, реж. Тэцуаки Ватанабэ. Спортивный феномен по друм причинам: это первый на моей памяти сёнэн, где героев как раз просят «сломать себя» и воспитать в себе эгоиста, а также история, которая помогла
популяризировать футбол в Японии (футболисты сборной даже играли в форме из аниме на прошедшем ЧМ-2022.
3. «Магическая битва«, реж. Сонхо Пак. Пожалуй, самый популярный сериал 2023 года. Авторы не только грамотно сочетают сатиру и отсылки на классическое аниме, но и грамотно вплетают историю в современную Японию. Например, события
второго сезона проходят в районе Токио, Сибуе. В реальной жизни люди хотят по местам из аниме, а в метро раздают газеты, где главными событиями дня являются события новых серий.
4. «Истребитель демонов«, реж. Харуо Сотодзаки. Полный метр, вышедший после первого сезона во всем мире в кинотеатрах (я даже смог сходить), за год обошел по сборам культовую работу Миядзаки «Унесенные призраками» — представьте
уровень фанатского интереса и любви к персонажам.
5. «Путь домохозяина«, реж. Тиаки Кон. Сериал представлен в виде скетчей о жизни бывшего якудзы. По сути это цветная манга, в которой озвучены диалоги. Но это не делает аниме менее интересным, и даже придает какой-то шарм.
Юрий Дарвин, автор киноблога planb.movie, специально для «Маяк Арктики»