Великая Северная экспедиция. Семён Иванович Челюскин

С именем Семёна Ивановича Челюскина, связана не одна героическая эпопея  ,многие слышали про пассажиров и экипаж  легендарного парохода «Челюскин», который, совершая маршрут из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию, был раздавлен льдами в феврале 1934го года и затонул недалеко от Берингова пролива, а его экипаж, эвакуировавшись на льдину, героически выживал два месяца ,в условиях суровой полярной зимы,  эта история завершилась благополучно, Челюскинцы были спасены и доставлены на Чукотку выдающимися летчиками, первыми героями Советского союза : Анатолием Ляпидевским, Сигизмундом  Леваневским ,Василием Молоковым, Николаем  Каманиным, Маврикием  Слепнёвым, Михаилом Водопьяновым и Иваном Дорониным.  Но подвиг самого Семёна Ивановича не менее героичен, и значение его для России бесценно.

Поскольку при жизни Семену Челюскину не удалось получить признание, многие факты его биографии запутаны и противоречивы. Наиболее вероятными датами рождения считаются – 1704 и 1707 годы. Местом рождения одни историки называют село Борищево, расположенное в Калужской губернии, другие – уездный город Белев в Тульской губернии.

После окончания школы будущий первооткрыватель получил должность навигатора на Балтийском флоте. Это была не самая престижная работа, однако благодаря своим трудовым успехам и отличному умению ориентироваться по солнцу, звездам и планетам Семен Иванович быстро продвигался по службе, накапливая нужный опыт.

В апреле 1732 года вышел указ о проведении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга. В ее состав был включен и Челюскин, В. Беринг поручил ему изготовление якорей и железных поковок для судов на заводах Екатеринбурга. Но это — еще полдела. Надо было тяжелое снаряжение через сибирское бездорожье доставить в Якутск, где строились суда для северных отрядов. Челюскин выполнил задание в срок, после чего поступил в распоряжение командира отряда Василия Прончищева.  В ходе экспедиции помимо прочего, предстояло обследовать побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея . В 1735—1736 годах, в качестве штурмана на дубель-шлюпке «Якутск», участвуя в Ленско-Енисейском отряде,  вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Н. Чекиным вернулся в Якутск, затем туда же был доставлен и корабль. В 1739 и 1740 годах, после ремонта «Якутска», исследовал на нём восточное побережье полуострова Таймыр. 15 августа 1740 года «Якутск» был затёрт льдами и затонул, но большую часть припасов моряки успели выгрузить на лёд, а затем доставить на берег, находившийся в 15 милях. Приведя экспедицию в порядок, Челюскин возглавил переход в 700 вёрст до Хатанги, чем спас почти весь экипаж. После смерти Прончищева руководителем отряда был назначен другой великий исследователь Харитон Лаптев.

Именно в ходе работы отряда Лаптева Челюскин в 1742 году отправился на север Таймыра, чтобы увековечить своё имя в истории.

В свой грандиозный  маршрут по самой северной части Таймыра он выехал 17 марта 1742 года. Партия Челюскина вышла из Туруханска и исследовала западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея. Севернее Петровского залива  Челюскин отправил назад сопровождавших его солдат и эвенов и направился на север на трех нартах, запряженных ездовыми собаками, с солдатами Антоном Фофановым и Андреем Гороховым. Исследователь Великой Северной экспедиции Г. В. Яников писал: «Челюскину приходилось идти по совершенно ненаселенному берегу, постепенно удаляясь от последних зимовий. Чем дальше на север уходил отряд Челюскина, тем большему риску он подвергался. Против него могли обратиться и снежная слепота, и недостаток провианта и собачьего корма. Надо было обладать незаурядным мужеством, чтобы без колебаний идти все время вперед, не считаясь с опасностями и риском»*. Все реже попадались гнилушки, из которых можно было развести костер. Чтобы добраться до крайней северной точки, у экспедиции ушло полтора месяца. За все это время было пройдено более 7 тысяч км, сделано множество описаний местностей, по которым они следовали. Записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей.

Наконец, 8 мая 1742 года Семен Иванович записал в журнал: «Приехал к мысу… Сей мыс каменный, приярый, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс Восточно-Северный, поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».».

Столетие спустя по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Миддендорф. Именно по его предложению Русское географическое общество переименовало северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс  Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международную литературу и карты.

В настоящее время на мысе Челюскина находится полярная станция, радиометеорологический центр, где ежегодно зимуют от восьми до десяти российских ученых, которые активно изучают метеорологические условия, составляют важные сведения для навигации морских и воздушных судов. Здесь же расположен самый северный аэропорт на континенте.