Далеко на севере, на берегу могучей реки Оленёк стоит одинокая могила с двумя крестами, в которой покоятся Василий и Татьяна Прончищевы, отдавшие свои жизни во славу родины, это история любви, верности и великих географических открытий.
23 февраля 1733 года по замыслу Петра Великого, Сенат утвердил план Великой Северной экспедиции, разбитой на девять самостоятельных отрядов во главе с военными моряками и с иеромонахом в каждом отряде. Каждый отряд от Устья Печоры до Колымы имел свой корабль. Командиры отрядов подчинялись главе Адмиралтейств — коллегии адмиралу графу Николаю Федоровичу Головину, сыну генерал-адмирала и генерал-фельдмаршала графа Федора Алексеевича Головина, первого кавалера ордена Андрея Первозванного и правой руки Петра I.
Один из отрядов экспедиции — лейтенанта Василия Прончищева . 30 июня 1735 года Прончищев отправился из Якутска вниз по Лене на дубель-шлюпке «Якуцк». «Якуцк» имел длину 21,4 метра, ширину 4,6 метра, осадку 2,1 метра и мог ходить под парусами и на вёслах. Плавание по Лене прошло благополучно, и 2 августа 1735 года экспедиция достигла острова Столб, от которого начинается дельта Лены. Первоначально Прончищев планировал пройти Крестяцкой протокой, которая вела на запад, но поиски фарватера в ней из-за спада воды не увенчались успехом, поэтому он решил вести дубель-шлюпку Быковской протокой на юго-восток. 7 августа судно стало на якорь в устье этой протоки, ожидая благоприятного ветра. 14 августа 1735 года Прончищев повёл судно в обход Ленской дельты. Прончищев стал первым, кто нанёс на карту дельту Лены. Потратив много времени на обход громадной ленской дельты, он вынужден был зазимовать в устье Оленека, где жило двенадцать русских промышленников. Лишь 2 августа 1736 года дубель-шлюпка «Якутск» вышла в море. Плыли на запад вдоль берегов, в глубине которых громоздились гряды, которые полтора столетия спустя получат название кряжа Прончищева.
После обследования устья Анабара пробились в тяжелых льдах в Хатангский залив, обогнув остров Бегичева с севера и приняв его за полуостров. Затем, следуя на север вдоль таймырских берегов, открыли многие острова, не назвав ни один из них. 19 августа «Якутск» достиг рекордной по тем временам широты 77°55′. (В 1919 году норвежский исследователь Руаль Амундсен назовет здесь берег и мыс Прончищева). Консилиум офицеров, собранный в каюте командира, решил «поворотитца назад, понеже никак пройтить невозможно и были в великой опасности, чтоб не затерло льдом»*.
Возвращались на веслах, расталкивая льды шестами и постоянно борясь с обмерзанием корпуса и рангоута. Не рискуя зимовать в пустынном Хатангском заливе, решили двигаться на восток к знакомому Оленеку. Уже на подходах к нему. 29 августа Прончищев на шлюпке отправился на разведку. Вернувшись на судно, он потерял сознание и вскоре 30 августа умер. Истинная причина смерти — синдром жировой эмболии вследствие открытого перелома большой берцовой кости левой ноги. Всё это стало известно совсем недавно, после того как экспедиция 1999 года вскрыла могилу путешественника. Ранее считалось, что Прончищев умер от цинги. Командование отрядом «по регламенту и по старшинству» принял штурман С. И. Челюскин. В журнале «Якутска» 6 сентября 1736 года он сделал такую запись: «1 час пополудни сего числа (это соответствует 5 сентября по гражданскому календарю — С. П.) был вынос и погребение лейтенанта Прончищева, бывшего нашего командира, и при том погребение все ундер-офицеры и все солдаты были в ружье и амуницы 24 человека и при погребении была пальба три залпа»**.
А через неделю 11 сентября 1736 гола скончалась от горя его жена Татьяна Прончищева. Их похоронили рядом . «По смерти ея, — писал Челюскин, — опечатали пожитки и определили караул и стали оныя пожитки переписывать понеже что у них кроме людей никова не осталось. И при той описи был священник их духовной и все ундер-офицеры…
В навигацию 1740 года у восточного побережья Таймыра судно «Якутск» затерло и настолько повредило, что его пришлось оставить, и по дрейфующему льду, а потом по безлюдной болотистой тундре с громадными лишениями, хороня по пути спутников, выходить к зимовью на Хатанге.
Жена Прончищева Татьяна Фёдоровна ,путешествовала вместе с мужем и стала первой женщиной — участником арктической экспедиции. Венчались Василий и Татьяна по пути в Сибирь — 20 (31) мая 1733 года. Татьяна пережила мужа лишь на 14 дней и умерла 12 (23) сентября 1736 года, предположительно от пневмонии. После смерти Прончищева и его жены оставшиеся в живых участники экспедиции отвезли тела супругов на мыс Тумуль в устье реки Оленёк и там похоронили.
Участие Татьяны Прончищевой в полярной экспедиции было неофициальным. Факт участия и смерти жены Прончищева в экспедиции зафиксирован документально лишь в вахтенном журнале дубель-шлюпки «Якутск», без указания её имени.
В 1913 году картографы гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана назвали именем Прончищевой вновь открытый мыс. Обозначение на карте «М. Прончищевой» (мыс Прончищевой) было при подготовке издания карт воспринято как относящееся к близлежащей бухте и трансформировалось в «бухту М. Прончищевой». В 1921 году «М» было расшифровано в «Марию», оказалось, и с тех пор началась путаница с настоящим именем Прончищевой, Подлинное имя Татьяна ,было установлено в 1983 году В. В. Богдановым по документам Центрального государственного архива древних актов.