«ВЕГА» И «ЛЕНА»

Сотни лет суда промышленников, рыбаков и полярных исследователей, бороздят просторы Ледовитого океана, имен им не счесть, но все же некоторые из них золотыми буквами вписали свои названия в летопись освоения Севера, среди них «Вега» и «Лена».

 

Пароход «Лена» прибыл в бухту Тикси 28 августа 1878 г. из Норвегии через Северный Ледовитый океан. Он являлся спутником шхуны «Вега», и оба корабля были снаряжены крупным золотопромышленником и исследователем А.М. Сибиряковым. В 1875 г. он предложил шведскому ученому А.Э. Норденшельду смелый проект экспедиции на Лену и в Берингов пролив, обещав для ее реализации 25 тысяч рублей золотом. Предложение было принято, в Швеции Норденшельда поддержали промышленник Оскар Диксон и король Оскар II.  4 июля 1878 г. шхуна «Вега» под командой Паландера и пароход «Лена» во главе с капитаном норвежцем Иогансеном под раскаты орудийных залпов покинули Гетеборгскую гавань.

Пароход «Лена» был спущен на воду в Швеции  в 1875 году на  судостроительное предприятии — заводе «Мотала». К разработке проекта был подключен ведущий конструктор  Р. Рунеберг, за постройкой  тщательно следил  Нильс Адольф Эрик Норденшельд, инициатор очередного плавания по северо-восточному проходу .    «Лена» имела  длину 88 футов, ширину 16 футов 3 дюйма, осадку – 5 футов. Паровая машина-компаунд имела мощность 72 индикаторных лошадиных силы. Капитаном стал  норвежец Ганс Христиан Иоганнесен .   4 июля 1878 г. шхуна «Вега» под командой Паландера и пароход «Лена»  под раскаты орудийных залпов покинули Гетеборгскую гавань.                                                           Не смотря на все трудности 21 июля в 15 часов 15 минут оба судна «Вега» и «Лена» уже вышли из Тромсе – догонять транспорты «Фразер» и «Экспресс», которые уже шли на восток -к Югорскому Шару. Встретив сильный ветер и высокую  волну, маленькая «Лена» сильно зарывалась носом, машины работали с большим трудом, и, когда показались скалы островка Мозе, Норденшельд решил переждать шторм в гавани. Только через три дня суда продолжили свой путь. Ночью 25 июля «Лена» и  «Вега» потеряли друг друга  и до мыса Нордкап шли в одиночку. 30 июля была внесена поправка в компас, и на следующий день с мостика «Лены» разглядели три столба дыма в условленном месте. Заработала машина, и вскоре суда экспедиции были рядом – Норденшельд все это время очень беспокоился за «Лену», поэтому был несказанно рад при встрече. Во время короткой стоянки были проведены магнитные и астрономические наблюдения, сделана съемка окрестностей Югорского Шара, состоялось посещение местных жителей деревни Хабарово с чаепитием. Утром 1 августа «Вега», «Лена» и «Фразер» с «Экспрессом» на буксире, густо задымив, пошли к Диксону. Иоганнесену было приказано вести свой пароход к острову Белому – теперь до встречи на Диксоне «Лена» была самостоятельным океанографическим судном. На нее с «Веги» перебрались доктор А. Альмквист, геофизик О. Ховгард и зоолог О. Нордквист – поручик русской армии, специально приглашенный Норденшельдом для участия в экспедиции.

В конце лета суда уже прибыли на Лену. В бухте Тикси они навсегда распрощались: «Вега» продолжила путь на восток, а «Лена» вошла в Быковскую протоку и направилась в Якутск.  В устье Лены стояла сигнальная башня, которую для этой цели «при благосклонном содействии якутского епископа и губернатора» приказал построить А.М.Сибиряков. Он же уговорил одного якута поддерживать на ней в темные вечера «высоко пылающий огонь». С прибытием «Лены» в Якутск 21 сентября 1878 г было положено начало пароходного сообщения между Якутском и устьем Лены.  На пароходе «Лена» прибыл из Норвегии И. И. Торгенсен, который  жил с семьей в Кумах -Сурте до 20-х годов нашего века. Сама «Лена» семьдесят с лишним лет служила людям , польза ее в освоении устья Лены неоценима. Например, 16 сентября 1917 г.  прибывшие в Якутск  с низовьев Лены пароходы «Лена» и «Громов» доставили более 15 тысяч пудов рыбы – по тогдашним меркам средний улов.

Капитан Горовацкий Наум Самойлович  провел на Лене более 60 навигаций. Он был первым директором созданного в 1923 г. Якутского пароходства,  еще в 1909 году во время рыбного промысла на пароходе «Север» создал первую лоцманскую карту Быковской протоки. В 30-е годы, вследствие сталинских репрессий, произошло резкое падение производительности труда полярников и капитанов. Сотни представителей технической интеллигенции были уволены с работ и репрессированы. Капитана Н. С. Горовацкого в 1930 г. выгнали из «Ленгоспара» за «вредительство, саботаж и привлечение к работе своих родственников». Репрессии привели к острейшему недостатку высококвалифицированных специалистов и негативно повлияли на деятельность «покорителей Арктики». Возникла исключительно тяжелая ситуация, грозящая срывом своевременной доставки необходимых грузов из-за отсутствия ремонта, продолжительных простоев судов и многочисленных изменений направления грузопотоков. Приток молодых и неопытных кадров полярников и капитанов привел к значительному увеличению числа аварий. В отчете «Ленгоспара» говорится о 83 аварийных случаях, нанесших ущерб государству в размере 496000 рублей. «Борьбу» с этим явлением возложили на органы НКВД.

Такими были первые десятилетия советской власти на ленских пароходах.

Большинством пароходов Якутии управлял старейший речник, прославленный капитан парохода «Лена», депутат Верховного Совета ЯАССР Афанасий Богатырев. Родился он в 1887 г. в Таттинском районе в семье батрака, поэтому трудовую жизнь начал в восьмилетнем возрасте. В 1901 г. поступил матросом на один из частных пароходов и с тех пор непрерывно работал на водном транспорте. За годы работы внес большой вклад в дело развития судоходства на Лене. Им была составлена лоцманская карта реки от Витима до Якутска и от Якутска до Быкова мыса по трем протокам. Богатырев – первый капитан из якутов, перегнал караван из 22 судов из Колымы в Тикси. Он являлся неизменным проводником большого числа экспедиций. К его мнению прислушивались многие полярники. О. Ю. Шмидт считал А. Д. Богатырева старейшим участником освоения Арктики. С 1935 г. Богатырев работал в системе Главсевморпути. Был капитаном пароходов «Лена», «Партизан Шетинкин», «Первая пятилетка», «Тикси», «Ширшов» и «Якутск»,неоднократно посещал бухту Тикси. Он был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Скончался Богатырев 11 сентября 1952 года.  Один из  теплоходов ЛОРПа был назван именем Афанасия Богатырева.

Со смертью Сталина многое изменилось.   С водных просторов исчезли последние дореволюционные пароходы. В 1953 году пароход «Лена» был списан. Это был период, когда с водных просторов исчезли последние дореволюционные пароходы. Но «Лену» не порезали, а в 1959 г. вышло распоряжение Совета Министров ЯАССР, где говорилось следующее: «Идя на встречу пожеланиям трудящихся республики:

1) сохранить пароход «Лена» как историческое судно, установить пароход «Лена» на территории Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского. Дирекции музея обеспечить сохранность парохода и организовать посещение трудящихся.

2) Обязать управление речных путей Ленского бассейна (тов. Мельник) приплавить до 10 июля 1960 г. пароход «Лена» из Жиганска в Якутск.

3) Обязать Ленское речное пароходство (тов. Иванов) восстановить пароход «Лена», придав ему прежний вид, построить павильон для стоянки его на территории музея и установить в нем пароход «Лена».

В 1975 г. на этом распоряжении появилась приписка: «Впоследствии руководство пароходства заверило, что будет сделан макет определенных размеров по согласованию с дирекцией музея с павильоном».

Распоряжение 1959 г. было частично выполнено лишь через несколько лет. В 1967 г. в Жиганск специально приехал один из бывших капитанов парохода «Лена» Горовацкий, чтобы привести судно в Жатай. Как получилось позже, на последнюю стоянку. Здесь, во время ледохода следующего, 1968 года пароход получил пробоину и частично затонул. Потом появились другие повреждения. Вода, лед и время медленно разрушали корпус судна. Старинный корабль стал никому не нужен, был словно бельмо на глазу, а потому его позже и вовсе порезали как металлолом.

Копию «Лены» масштабом 1:10 (длиной 2,5 м) все же сделали, и она стоит в экспозиции музея Речного училища. Павильон в Краеведческом музее тоже построили, но находится в нем не пароход, а другой экспонат, гораздо меньшего размера– скелет кита.

 

 

                                                                                         А.Ю.Гуков. «Город Тикси».