«В этом году на труднодоступные территории Севера будет доставлено 4 млн тонн грузов»: Сахамин Афанасьев

Сенатор РФ Сахамин Афанасьев недавно вошел в состав Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, на прошлой неделе принял участие в очередном заседании. Он рассказал, какие вопросы были на повестке дня и обсуждались ли принципиально важные идеи организации опережающего и устойчивого развития для Республики Саха (Якутия).

На заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики рассматривали вопросы реализации северного завоза, арктического судостроения, развития опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации. Безусловно, эти вопросы крайне важны для республики, реализация которых обеспечит устойчивое развитие экономики региона и повысит качество жизни населения. Один из вопросов повестки заседания рассматривал комплексное развитие опорных населенных пунктов в Арктической зоне Российской Федерации. Как вы знаете, в Якутии опорным пунктом была определена агломерация «Тикси-Найба», которая в будущем станет ядром Северного морского пути и откроет новые перспективы для развития Якутии. Согласно разработанному мастер-плану, «Тикси-Найба» планируют развивать последовательно с учетом двух сценариев, базового и оптимистичного.

Базовый сценарий подразумевает обустройство поселка Тикси и реновацию села Найба, а также строительство объектов и реализацию мероприятий, обеспечивающих движение по Северному морскому пути. Планируемое строительство глубоководного морского порта в Найбе будет способствовать освоению крупных месторождений (олова, золота, углеводородов, редкоземельных металлов), а это, в свою очередь, сделает регион еще более привлекательным для инвестиций и развития проектов освоения Арктики. Создание порта также обеспечит эффективную перевозку грузов для Кючусского промышленного кластера, где в настоящее время ведется добыча золота. Все эти мероприятия планируется реализовать в период десяти лет, с 2024 по 2034 годы. Также проектируется обустройство автозимника продленного действия «Усть-Куйга — Найба».

Намеченные мероприятия по благоустройству общественных пространств, обновлению инфраструктуры и объектов социальной сферы, а также переселение из аварийного жилья, позволят повысить уровень комфорта жизни местного населения, сохранить традиции коренных малочисленных народов Севера и создать благоприятные условия для социально-экономического развития региона.

Оптимистический же сценарий реализации мастер-плана агломерации «Тикси-Найба» предусматривает доведение грузовой базы терминала в Найбе в период с 2035 по 2040 годы до 10 млн тонн грузов.

Объем финансирования долгосрочного плана развития с ключевыми инвестиционными проектами составляет 45, 1 млрд рублей, в том числе на период с 2024-2035 гг. – 44,5 млрд. рублей.

Вы упомянули Северный морской путь. Расскажите, о перспективах развития Северного морского пути и какие сегодня стоят приоритетные задачи?

 Северный морской путь – это единственная водная артерия, которая связывает все арктические территории России и снабжает ресурсами проживающих там жителей. Сегодня в условиях санкций маршрут СМП является надежным транспортным коридором для осуществления экспорта в дружественные страны. Для обеспечения круглогодичного движения в северных широтах, нужен большой арктический грузовой флот.  В настоящее время развитие инфраструктуры и судоходства в Арктике является одним из ключевых направлений деятельности Госкорпорации «Росатом» — единственного оператора судоходства на Северном морском пути.

В рамках поручения Правительства России госкорпорацией «Росатом» разработана концепция программы развития на долгосрочную перспективу отечественного арктического судостроения. В ее основе лежат механизмы развития Северного морского пути, направленные на увеличение строительства арктического флота, численности отечественных верфей, создания судового комплектующего оборудования российского производства.

Представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов на заседании заявил о необходимости увеличения арктического грузового флота в 3 – 5 раз к 2030 году, соответственно до 168 судов. В настоящее время строится — 33.

Безусловно, создание новых ледоколов и современных судов для арктических условий открывает новые перспективы для развития судостроения в России и дает новый виток развития Северного морского пути, как коридора для международного морского транзита грузов между странами Азии и Европы.

Сахамин Миланович, с использованием акватории Северного морского пути осуществляется ежегодная кампания по бесперебойному снабжению жизненно важными товарами территорий Крайнего Севера, так называемый северный завоз. Прошло полгода после вступления в силу закона о северном завозе. Расскажите, о ходе его реализации и какие сейчас стоят задачи перед Республикой Саха (Якутия) в части осуществления северного завоза?

Данный вопрос также рассматривался на заседании Госкомиссии, докладчиком по нему выступил первый заместитель Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. Как отметил Гаджимагомед Гаджибуттаевич, опорная транспортно-логистическая инфраструктура северного завоза включает 346 объектов, необходимых для постоянного и бесперебойного снабжения территорий северного завоза. Это 149 автомобильных дорог, 129 железнодорожных станций, 21 морской порт, 17 рек, 15 речных портов и 15 аэропортов. В настоящее время рассматриваются предложения регионов о включении дополнительных объектов в список. На федеральном уровне создано централизованное планирование северного завоза. В этом году на труднодоступные территории Севера будет доставлено четыре миллиона тонн грузов — топлива, продовольствия, лекарств.

Гаджимагомед Гусейнов также заявил, что особое внимание уделяется перевозкам железнодорожным транспортом. Работает оперативный штаб по контролю за доставкой социально важных грузов с участием РЖД, Минтранса, Минвостокразвития, Минэнерго и региональных властей. Каждую неделю проводится мониторинг доставки грузов в прямом сочетании железнодорожного и водного транспорта, а также выполнения плана северного завоза. Ежемесячно разрабатывается план железнодорожных перевозок грузов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности.

Обсуждалась работа единого морского оператора северного завоза. В июне на Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение между Минвостокразвития, правительством Чукотского автономного округа и госкорпорацией «Росатом» о реализации в 2025 году пилотного проекта по доставке грузов на Чукотку. В настоящее время прорабатывается вопрос расширения пилотного проекта в том числе на Республику Саха (Якутия). Соответствующее письмо Правительство Республики Саха (Якутия) направило в адрес Госкорпорации «Росатом». В связи с тем, что основным видом жизнеобеспечивающих грузов, завозимых в навигацию через Северный морской путь, являются топливно-энергетические ресурсы, перевозки необходимо осуществить нефтеналивными танкерами и углевозами (балкерами). Данный вопрос на сегодняшний день находится на рассмотрении «Росатомом» и его изучении в части логистики.

Одним из сложных вопросов в рамках обеспечения северного завоза в Республике Саха (Якутия) остается недостаточность оборотных средств у предприятий, осуществляющих северный завоз. Ежегодно из бюджета республики оказывается государственная поддержка таким предприятиям в виде государственных гарантий, бюджетных кредитов и субсидий. В 2024 году объем субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составил 5,55 млрд рублей. В то время как предварительная потребность в 2025 году для осуществления мероприятий северного завоза составляет 84,5 млрд рублей. В связи с ограниченностью и дотационностью бюджета республики объемы оказываемой господдержки не покрывают реальную потребность по завозу грузов. Соответствующее письмо Правительством Республики Саха (Якутия) было направлено в адрес Министерства Дальнего Востока и Арктики РФ с расчетами потребности на мероприятия северного завоза и оптимальной платы за бюджетный кредит в размере 0,1 % сроком на 5 лет.

Безусловно, вопрос бюджетного кредитования будет находиться на парламентском контроле.

Ольга Желтко