Тиксинским морпортом в 2010 году предлагалось воспроизвести в более широком масштабе работы по подъёму затонувших судов

Как сообщалось в СМИ, правительством страны в сентябре нынешнего года было поручено дальневосточным регионам закончить в установленные сроки подъём и утилизацию затонувших судов, так как федеральный проект, по которому осуществляется финансирование работ, завершается в этом году.

Реализация мероприятий по подъему и утилизации затонувших судов ведется по поручению председателя правительства с 2021 года в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». В первую очередь из воды должны быть подняты суда, которые препятствуют судоходству и рыболовству, негативно влияют на окружающую природную среду, загрязняют экологическую систему морей.

Предполагается, что опыт дальневосточных регионов по ликвидации «кладбищ» затонувших судов, решению многолетней проблемы ликвидации экологически опасных объектов будет распространён на все регионы России.

Тиксинским морским портом в 2009 – 2011 гг. в рамках реализации действовавших в тот период международной и российской экологических программ по защите арктической морской среды были подняты и разделаны на металлолом остовы пяти затонувших в акватории порта и бухты Тикси судов. Кроме того, в последующем, до сентября 2017 года, проводились работы по сбору металлолома на побережье бухты  и отправке его на судах в порты Якутска и Архангельска.

В течение 2009 – 2017 гг. Тиксинским морским портом было собрано и отправлено из Тикси на судах более 10 тысяч тонн металлолома.

Как сообщал в сентябре 2017 года для газеты «МА» гендиректор порта Владимир Земнухов, свои природоохранные проекты Морпорт направлял на конкурсы, объявляемые различными  международными и российскими фондами с 2008 года, и получил финсредства на реализацию этих проектов.

По программе ООН с целью охраны окружающей природной среды был создан международный  Глобальный экологический фонд. Российская Федерация участвовала в нем с программой «Поддержка национального плана действий по защите арктической морской среды». Арктические зарубежные страны также разрабатывали по программе этого Фонда свои проекты по охране природы Арктики.

Тиксинским морским портом в 2011 г. была издана брошюра под названием «Демонстрационные и пилотные проекты», в которой освещаются достигнутые результаты по реализации экологических проектов, даётся оценка этих результатов с возможностью их воспроизводства в более широком масштабе в арктических условиях.

Для оценки степени загрязнения акватории бухты Тикси до и после проведения очистных работ и проведения анализа экологического состояния залива Булункан бухты Тикси привлекались специалисты Усть – Ленского заповедника.

В летне – осенние периоды 2008 – 2010 гг. Тиксинским морпортом была произведена очистка дна залива Булункан от затонувшей древесины и подняты пять судов в  акватории порта.

В августе 2010 г. проводились работы по подъёму из воды и транспортировке трёх судов без нарушения целостности их корпусов. Перед этим проводились водолазные работы, были  осуществлены технологические вырезы для осушения трюмов. По мере достижения плавучести судов они были отбуксированы к месту разделки и утилизации.

В сентябре того же года выполнялись работы по извлечению из воды двух притопленных недалеко от берега судов с помощью тяговой лебёдки, суда затем были разделаны.

Тиксинский морской порт с 2008 г. три раза привлекал деньги для выполнения работ экологической направленности. В первый раз были получены финсредства от федерального экологического фонда в сумме один миллион рублей. Два раза Морпортом выигрывались конкурсы (тендеры), организовывавшиеся фондами зарубежных арктических и приарктических стран. Каждый тендер составлял сумму по 100 тыс. долларов.

Благодаря подъёму затонувших судов  существенно уменьшается нагрузку на окружающую природную среду, так как ржавчина и остатки загрязняющих веществ внутри судов разносятся течением воды и наносят вред экосистемам.

Николай Сургаев

  1. Владимир Павлович Земнухов в 2017 году.

Фото автора