Техника для Арктики

С прошлого века, достигнув Северных полюсов планеты, практически одновременно прогресс не останавливается. Уже в первых своих дальних походах исследователи использовали машины. Различные машины строятся и сейчас, появляются новые разработки, а многое строят и улучшают сами жители, зная суровый климат и особенности.

Далеко не всем дорогостоящим и уникальным машинам, оказалась по силам Арктика. И наоборот – прошедшие подготовку в обычных гаражах гражданские автомобили проявили в суровых условиях высочайшую стойкость. УАЗ Хантер (УАЗ-315195) и его разные предшественники, ласково называемые «Бобики» или УАЗ «Буханка» до сих пор спасают многих жителей и Тикси, и Арктики. Простые и неприхотливые в обслуживании, ремонте, многие поколения они помогают доехать до работы в сильную пургу или перевезти небольшие грузы, помогают в перевозке почты, при госпитализации и многое другое. Примеров тому немало. В нашей подборке мы собрали достойные упоминания арктических экземпляров техники, которые, возможно, себя проявят в будущем.

Водоплавающий «Бурлак»

Вездеход «Бурлак» становится всё более популярным. Несколько машин работают и в Тикси, хорошо себя зарекомендовав. В основу российского шестиколесного автомобиля-амфибии легла концепция БТР-60. Кроме узлов упомянутого бронетранспортера екатеринбургский конструктор Алексей Макаров использовал для своего вездехода детали внедорожника Toyota Land Cruiser, в том числе и 145-сильный дизель. Автоматическая коробка передач полностью оригинальная, шины низкого давления были заказаны в Китае. Примечательно, что у этого аппарата есть еще и гребной винт. С его помощью и благодаря выполненному из алюминиевого листа легкому герметичному корпусу «Бурлаку» удается не только держаться на плаву, но и уверенно маневрировать в разломах льда. Чтобы не вылезать на мороз в суровых полярных условиях, добраться к силовому агрегату можно непосредственно из салона. Оборудованный спальными местами, кухней с газовыми горелками и умывальником пассажирский отсек машины рассчитан для комфортного отдыха экипажа из четырех человек. В марте 2016 года вездеход прошел полномасштабные тесты на приполярном Урале и в Карском море. За 16 дней испытатели проехали 2800 км. За все это время не случилось ни единого отказа техники.

КамАЗ «Арктика»

В Тикси пока замечен не был. К ходовым испытаниям своего нового вездехода КамАЗ приступил весной 2018 года. Согласно техническим требованиям возведенный на шарнирно-сочлененной раме 6-колесный полноприводный аппарат должен выдерживать температуры до –60 °С, причем в условиях абсолютного бездорожья. Оснащенный V-цилиндровым дизельным мотором автомобиль способен разгоняться до 50 км/ч. Заявленный клиренс – 70 см. Для обеспечения максимальной проходимости машина также экипирована специальными шинами низкого давления шириной более метра. Собственно, из-за них вездеходу и понадобилась оригинальная «ломающаяся» рама. С обычной рамой из-за негабаритных катков радиус разворота получался огромным. Еще одна уникальная особенность «Арктики» – установленный за кабиной отдельный жилой модуль. В своеобразном купе есть резервуар с запасом воды, электрический генератор, спальные места, туалет, умывальник, душ, холодильник. Для связи с остальным миром предусмотрен спутниковый телефон. С такой экипировкой экипаж автономно может продержаться минимум трое суток.

ГАЗ-3344 Арктический спецназ

ГАЗ-3344 после серии арктических тестов, включающих поход из Тикси на остров Котельный приобрел известность в России, начали поступать заказы и от Министерства обороны. Отечественный двухзвенный гусеничный снегоболотоход выпускают с 2012 года на Заволжском заводе тягачей. Предназначенная для службы в суровых дорожных и климатических условиях машина нашла своих первых покупателей среди геологов, нефтяников, спасателей. В первом модуле морозостойкого «проходимца» расположена кабина на пять человек и моторно-трансмиссионное отделение, второй модуль вмещает 16 человек и может быть легко переоборудован в командный пункт, техническую мастерскую или медицинский блок. Оснащенный отечественным 190-сильным дизелем ЯМЗ либо американским агрегатом Cummins вездеход способен подниматься на 35-градусный склон, двигаться с креном до 25°, преодолевать траншеи шириной до 3 м, а если прикажут, то и плавать со скоростью до 6 км/ч. На твердой и ровной суше ГАЗ-3344 разгоняется до 60 км/ч и расходует в среднем 50 л топлива на 100 км.