Славный труд учителя. Николай Николаевич Жараев

В течение 20 лет директором Хара-Улахской средней школы работал Жараев Николай Николаевич. Николай Николаевич своей кипучей энергией, творческим трудом, редким организаторским талантом, дружелюбием, завоеванным в труде и авторитетом, оставил самые яркие воспоминания у нас, и вошел в историю развития образования Булунского района.

 

Работа в Хара-Улахской средней школе

Николай Николаевич был из тех педагогов, о которых в народе искренне говорят: «патриот и энтузиаст». Для него школа была его жизнью. И он привил нам, своим молодым коллегам, эту преданность – преданность детям, работе, любви к жизни.

Еще в 1981 году в нашем наслеге была построена двухэтажная новая средняя школа. Много сил и энергии потратил Николай Николаевич для укрепления материально-технической базы школы. Он был серьезным, вдумчивым руководителем. Умел создавать в коллективе доброжелательную обстановку.

Николай Николаевич был хорошим хозяйственником, и это было видно сразу уже при входе в школу: там царил порядок, уют, и ученики любили свою школу, поддерживали чистоту. Наша школа считалась одним из хорошо оснащенных школ в республике. В школе с любовью и со знанием дела были созданы все условия для успешного обучения и воспитания подрастающего поколения. За годы работы руководителем разного уровня он внедрял в практику современные, инновационные методы обучения и воспитания. В числе первых в условиях арктического Севера начал переход на кабинетную систему обучения и компьютеризации образования. Школа была обеспечена учебно-наглядными и техническими средствами обучения по всем предметам в полном объеме: были швейные машины, различные виды станков, в каждом кабинете были телевизоры, магнитофоны, проигрыватели, фотолаборатория, видеокамеры, компьютеры нового поколения, фортепьяно, также у школы была своя грузовая машина, снегоход «Буран» … Всего не перечислить, и зная требовательность Николая Николаевича, я не сомневаюсь, что все эти богатства использовались учителями в полной мере. На вопрос: «Как и где вы все это достали?» (здесь особенно надо подчеркнуть слово «достали», так как это было время тотального дефицита, не хватало финансирования даже в больших школах), можно ответить, что Николай Николаевич смог установить дружеские шефские отношения с Северо-Восточным Управлением морского флота и военными. Это они помогли школе укрепить материальную базу. Особую помощь ими оказана при изготовлении новой мебели. Эта мебель до сих пор служит в школе и находится в отличном состоянии. Особую радость детям они принесли, когда подарили пять летних домиков для организации летних лагерей. Они каждый год привозили детям новогодние подарки. Н.Н. Жараев об этом писал: «Шефская работа между школой и морским портом имеет большое значение не только в оказании материальной помощи, но и в воспитании подрастающего поколения. За полтора года со дня открытия новой школы руководство Тиксинского морского порта (в 1982 году порт Тикси был награждён орденом Дружбы народов) провел большую помощь в укреплении материально-технической базы школы. Между руководством порта и школы подписаны договора о взаимной работе». А наши учащиеся ездили с концертами в Тикси для моряков, дарили национальные сувениры, изготовленные своими руками. Директорам школ и сейчас необходимо находить общий язык с руководителями разных учреждений, суметь их убедить.

90-годы. Работа по развитию педагогических кадров

В самое трудное время, как сейчас пишут, смутное время для нашей страны, республики, во время распада державы СССР, когда не хватало всего, не было денег, люди потеряли ориентиры, идеалы Николай Николаевич сохранил единство педагогического коллектива. Благодаря его стараниям, многие педагоги закончили высшее образование: Стручкова Александра Владимировна, Яковлева Екатерина Андреевна – получили дипломы учителей начальных классов; Горохова Раиса Иннокентьевна, Марбыкина Виктория Ивановна – дипломы учителя национальной культуры; Кейметинова Антонина Афанасьевна – диплом учителя эвенского языка.

Николай Николаевич собрал вокруг себя очень талантливых людей. В начале 90-х годов прошлого столетия он впервые в районе начал обучение эвенскому языку как предмету, традиционным отраслям народов Севера. Для этого он пригласил Кейметинову Антонину Афанасьевну, носителя эвенского языка. Тем самым, на деле было доказана возможность такого обучения в условиях малокомплектных школ в местах компактного проживания народов Севера. Модель средней школы с изучением эвенского языка, традиционных отраслей сельского хозяйства народов Севера впоследствии стала республиканской площадкой Министерства образования РС (Я). В результате этой работы школа стала обладателем Гранта МО РС (Я) по дуальному образованию. И в этом огромная заслуга Николая Николаевича – управленца-энтузиаста. Сумел привлечь в школу Шамаева Виктора Дмитриевича – самодеятельного мелодиста, художника, баяниста. Он обучал детей музыке. Дети слушали и учились под живую музыку баяна. Его красивые пейзажи до сих пор украшают стены школы.

Для меня Николай Николаевич был примером во всем. Он умел ценить труд каждого, радовался успехам, учил преодолевать трудности, ценить время. Часто посещал уроки молодых учителей и ставил при этом всегда цель – увидеть хорошее у педагога, помогал действенными советами, тактично указывал и на ошибки. Оказывал всемерную помощь педагогическому коллективу в решении бытовых вопросов и семейных проблем¸ но вместе с тем умело сочетал заботу о коллегах с требовательностью. «Директор, учитель, человек с большой буквы!», — говорили о нем коллеги и односельчане.

Николай Николаевич помог мне полюбить свою профессию, отдавать всю себя работе. Рядом с ним нельзя было оставаться пассивной, безразличной. Только с годами начинаешь понимать, что он для нас значил. Для всех он был примером, личностью с большой буквы. В своих требованиях к правилам поведения в школе он не делал поблажки даже нам, учителям. Мне нравилась его организация труда: с раннего утра он составлял план на день, расписывал его по часам и не давал себе слабинки, пока не выполнит всю работу. Приходил он в школу в 8 часов утра, а уходил в 8 вечера. Я всегда слышала стук его печатной машинки. Он был очень активным общественным корреспондентом районной газеты. Опубликованные статьи в районной газете удивляют широтой и глубиной взгляда на проблемы, поражают смелостью мыслей и актуальностью.

Создание необходимых условий для полноценного учебно-воспитательного процесса – главное в его многоплановой деятельности. Максимальное использование дидактических возможностей кабинетной системы, постоянное ее пополнение создание нормальных санитарно-гигиенических условий в школе и интернате немаловажно для суровых условий Арктики.

Множество прекрасных начинаний в школе стало доброй традицией, например, праздники «Золотая осень», «Ысыах», «За честь школы», создание фольклорного ансамбля, пеше-лыжные походы, поездка с концертами в близлежащие наслега, создание школьного музея. Казалось бы, эти формы работы были распространены повсеместно. Но в том то и дело, Николай Николаевич не выносил формализма и штампов в работе, каждое дело проводилось с максимумом выдумки, творчества, с наибольшей отдачей и воспитательным эффектом. И каждое дело с ним всегда имело свои плоды, никогда не забывалось, оставалось в памяти как одно из самых дорогих воспоминаний. Каждый год осенью мы всей школой собирались под девизом «За честь школы» и отчитываться Кто? Где? Как? – готовили рапорта классов, радовались успехам, как учеников, так и учителей. Это была действительно любовь к родной школе с идеей сохранить и защищать ее честь, высоко нести ее имя. Я сейчас сожалею, что мы утеряли, забыли эту традицию. Но радует другое – то, что наши выпускники возвращаются в родную школу. В школе велась большая работа по наставничеству – молодых учителей курировали опытные, проводились открытые уроки, обобщался передовой опыт. Под его непосредственным руководством выросла целая плеяда лучших учителей района и республики. 60% учителей нашей школы – это наши выпускники: Чиряева Екатерина Дмитриевна – директор школы, Отличник образования РС (Я), Почетный работник общего образования РФ; Яковлева Марианна Дмитриевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Отличник образования РС (Я), Почетный работник общего образования РФ, обладатель Гранта Президента России «Лучшие учителя»; Слепцова Лия Христофоровна – заместитель директора по воспитательной работе, обладатель Гранта Президента РС (Я); Болтунова Саргылана Николаевна – учитель высшей категории, «Учитель – учителей РС(Я), обладатель Гранта Президента России «Лучшие учителя»; Горохова Раиса Иннокентьевна – учитель высшей категории, обладатель Гранта Президента России «Лучшие учителя».

Общественная работа в наслеге

Школа в селе – селообразующий фактор. Все в селе держится на школе. Кроме непосредственной работы в школе, Николай Николаевич выполнял большую общественную работу. Был секретарем партийной организации, бессменным руководителем общества «Знание», членом Совета ветеранов. Он был прекрасный собеседник, увлекательный рассказчик, интеллигент высшей пробы. Умел находить общий язык со всеми. Его выступления, лекции перед аудиторией вызывали огромный интерес, потому что они были доступны и богаты живыми примерами из практики.

Во время перемен Николай Николаевич часто играл с ребятами в теннис, шашки. Проводил секцию настольного тенниса. В летнее время любил рыбалку, а в зимнее время всегда угощал учителей свежей рыбой.

Николай Николаевич Жараев – энтузиаст, талантливый, учитель от бога, превосходный лектор. Его отличали высокая интеллигентность, широкая одаренность натуры, сердечное отношение к воспитанникам, коллегам, односельчанам. Он снискал уважение всех, с кем общался. Сегодня я понимаю, что рядом с Николаем Николаевичем прошла очень сильную профессиональную школу. И многое чего я в этой жизни добилась, это благодаря тому, что в моей жизни был особый Человек, который раскрыл во мне ту изюминку, творческий потенциал, о котором я и не догадывалась ранее. Для нас, кто был его коллегой, имя Николая Николаевича Жараева, как визитная карточка, потому что мы прошли «школу Н.Н. Жараева».

Саргылана Николаевна Болтунова, учитель начальных классов, «Учитель-учителей», Почетный работник образования и воспитания РФ, обладатель Гранта Президента России «Лучшие учителя-2009»

Читайте дальше