Развитию Северного морского пути уделяется особое внимание на федеральном и региональном уровне. В условиях огромных территорий одним из самых экономически выгодных способов доставки является морская и речная перевозка. Некогда поселок Тикси был лидером Якутии по переработке грузов, благодаря выгодному географическому положению и северному завозу. В современных условиях, приоритет на морскую доставку и снабжение населения снова возвращается.
«Что касается Северного морского пути, Россия не просто предлагает активно использовать его транзитный потенциал, скажу больше, мы приглашаем заинтересованные государства к прямому участию в его развитии, готовы обеспечить надежную ледовую проводку, связь и снабжение», — сказал Путин, выступая на третьем Международном форуме «Один пояс, один путь» в Пекине.
«Россия приглашает заинтересованные страны совместно развивать Северный морской путь, гарантирует надежную ледовую проводку, связь и снабжение», — ранее заявил Президент России Владимир Путин. Он подчеркнул, что уже со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса на всем протяжении Северного морского пути станет круглогодичной.
По словам российского лидера, создание международных и региональных логистических торговых маршрутов объективно отражает глубинные изменения, которые происходят в мировой экономике, новую роль, которую играют страны азиатско-тихоокеанского региона, глобального юга, другие центры роста и развития.
Якутия в данном направлении делает упор на нескольких крупных проектах. Так, в недавнем прошлом, на уровне Правительства России был разрешен заход морских иностранных судов в Тикси, а морской порт получил статус «международного морского порта». Проводится работа по расширению границ морпорта в сторону Найбы, Хара-Улахского наслега, где естественные глубины позволяют заходить крупным морским судам. Так, Глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев дал соответствующие поручения во время визита в Булунский район, проработать данные вопросы профильным министерствам.
Продолжаются работы на Жатайской судоремонтной верфи. Именно от верфи зависит дальнейшее развитие судоходства на востоке всей Арктический зоны Российской Федерации. Высокотехнологичное судостроительное предприятие, каковым станет ЖСВ, в год сможет производить до десяти речных и морских судов для перевозчиков, работающих на водных артериях — Яне, Колыме, Лене и в акватории Севморпути. С помощью этого предприятия правительство Якутии намерено до 2036 года построить около 130 речных судов. Это жизненно важно для северян и развития северного завоза. Проект реновации ЖСВ включили в федеральную программу «Развитие судостроения и морской техники для освоения шельфовых месторождений». Кроме того, на базе судоверфи будут ремонтировать и модернизировать суда. Предусмотрена и утилизация плавсредств, которых накопилось значительное количество, что значимо для экологического благополучия населения.
Яна Айтбаева