Подводные лодки в Арктике

Почти 80 лет прошло с окончания Великой отечественной войны, но на берегу студеного океана до сих пор видны её следы, и некоторые находки заставляют нас выдумывать различные конспирологические теории. История этих теорий начинается летом 1963 года в заливе Неелова, недалеко от Тикси, когда на берегу были обнаружены останки погибшего моряка в немецкой форме. Рядом была найдена металлическая бляха унтер-офицера Кригсмарине…

Известно, что нацисты организовывали экспедиции в разные концы света с целью проведения научных изысканий. Но в основном это были археологические экспедиции, задачей которых являлся поиск оккультных артефактов и доказательств «избранности» арийской расы. По поводу Арктики тоже существуют теории, утверждающие, что якобы Гитлер планировал найти там чуть ли не Святой Грааль, или же тайные ходы к центру Земли, дабы проще было захватить власть над всем миром… Но скорее всего, цели нацистов в Арктике были куда реалистичнее. Еще до начала Второй мировой войны германское военное командование начало строить планы по поводу Северного морского пути. В частности, если бы немцы смогли контролировать эту территорию, по ней без помех курсировали бы военные и торговые суда. В 1931 году, когда отношения между СССР и Германией были еще хорошими, знаменитый воздухоплаватель и конструктор дирижаблей Гуго Эккенер вместе с группой немецких исследователей приняли участие в международной арктической экспедиции. Дирижабль «Граф Цеппелин» с командой советских и немецких ученых на борту взял курс из Ленинграда через Баренцево море к Земле Франца Иосифа, а оттуда к Северной Земле, пролетел над Таймыром, Новой Землей и благополучно возвратился в Берлин. Советское руководство, не раздумывая, дало добро на этот полет, так как земли Арктики тогда представляли собой совершенно неизведанное пустое пространство. И благодаря этому военные Германии получили лучшие в мире карты советского Севера и бесценные материалы по этому региону. Основываясь на них, с 1938 г. кригсмарине приступили к осуществлению плана поэтапного создания малых баз скрытного подскального базирования в Советской Арктике. Одновременно там же строились тайные аэродромы. «Как показали Вторая мировая война и прошедшие с той поры десятилетия, 116 ч полета германского дирижабля оказались полезны не только для научного исследования Арктики. Они заложили основу в фундамент арктических секретов Третьего рейха, которые не раскрыты и поныне…

Тайные базы

В 1939 году германский Генеральный штаб и, в частности, командующий подводным флотом Германии адмирал Карл Дённиц воспользовались результатами отчета об этой научной экспедиции при составлении планов военных операций в зоне северных морей. Именно по инициативе Дённица началось строительство специальных подлодок, предназначенных для ведения боевых действий в условиях Арктики. Был разработан план операции «Вундерланд» (Страна чудес) для недопущения прохода конвоев союзников в Баренцево море с востока, Северным морским путём, и для разрушения советской портовой инфраструктуры. В связи с этим было решено устроить в Арктике базы для немецких субмарин. Хотя формально там была советская территория, граница в этих необитаемых местах практически не охранялась. Строительство сооружений велось прямо во льдах, в условиях вечной мерзлоты. Все необходимое доставляли на подводных лодках. В марте 1941 года советской полярной авиацией над островом Земля Александры был зафиксирован немецкий самолет Dо-215. А летом 1942 года советским летчикам удалось запеленговать в этих местах неизвестную радиостанцию. Также они обратили внимание на то, что кто-то подает с острова сигналы ракетами. Кроме того, с воздуха на острове были видны какие-то сооружения, закрытые металлической сеткой. Однако советское командование на тот момент не располагало ресурсами, чтобы разобраться, что происходит в этих безлюдных краях: нужно было решать более важные военные задачи…

С.А. Гуков

Фото:

Подводная лодка нацистской Германии

Остров Столб