Освоение Северного морского пути. Последняя разведка

Последняя разведка великого пути.

 

Северный морской путь дал жизнь многим портам Арктики, в их числе и Тикси, история освоения поселка неразрывно связана с историей освоения СМП, сегодня мы продолжим наш рассказ о великом предприятии, благодаря которому существует Российский Север.

 

После знаменитого сквозного рейса с запада-на восток, ледокола «А.Сибиряков», возник резонный вопрос : возможно ли в одну навигацию совершить обратный маршрут с востока-на запад, для полного освоения трассы Северного морского пути?

Для того, чтобы окончательно развеять сомнения в возможности прохода Северным морским путем в одну навигацию, возникшие после гибели «Челюскина»в 1933 году, решено было провести очередной сквозной рейс. На Дальнем Востоке в тот момент имелось два подходящих судна: ледорез «Ф.Литке» и пришедший для спасения челюскинцев ледокол «Красин». Посылать мощный «Красин» после похода «А.Сибирякова»в 1932 году  было бы равнозначно отступлению от достигнутых позиций. Поэтому выбор пал на  маломощный «Ф.Литке».

Судно имело  бушприт, наклоненные назад мачты и трубу.. «Ф.Литке» раздвигал льды узким форштевнем, на который поэтому ложились очень высокие нагрузки. За это судно у нас в стране получило название ледорез, в отличие от ледоколов, которые кололи или давили льды . Специалисты не считали перспективным его способ борьбы со льдом, они опасались ледовых массивов и многолетнего пака на протяженном пути, которые заставили встать на вторую зимовку у берегов Чукотки «Вегу» Норденшельда и «Мод» Амундсена.

Для того, чтобы в начале лета преодолеть самый трудный участок пути, именно с востока начинали в 1911-1914 годах свой путь ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач». Чукотские льды обездвижили ледокольный пароход «А.Сибиряков» и потопили пароход «Челюскин».

«Ф.Литке» в 1929 году работал в восточном секторе Арктики, совершил тяжелый рейс на блокированный льдами остров Врангеля, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени, зиму 1930-1931 годов провел в  Охотском море .Только в январе 1934 года корабль вернулся из Северо-Восточной транспортной экспедиции Наркомвода, доставившей  пассажиров и грузы из Владивостока на Колыму и зимовавшей у чукотских берегов.

Капитальный ремонт ледореза проводился в Японии  с низким качеством, поэтому машинистам во главе со старшим механиком С.И. Пирожковым, то и дело приходилось ремонтироваться на ходу.

Руководил экспедицией кавалер ордена Красного Знамени , участник гражданской войны,  Д.С. Дуплицкий.  Он, хотя и был впервые в Арктике, сумел подобрать  дружный коллектив энтузиастов. В научную группу экспедиции, которой руководил  профессор В.Ю.Визе, входили гидролог В.Березкин,  гидробиолог В.Богоров, синоптик К. Радвилович, гидрохимик Н.Кондырев.

Командовал ледорезом опытный ледовый капитан Николай Михайлович Николаев, за долгие годы плавания на «Ф.Литке» хорошо изучивший все его особенности. Помощниками у него шли много плававший на черноморских танкерах Г.Голуб и дальневосточные штурманы:  М.Готский и В.Петрович. Помощником по политической части в рейс отправлялся С. Щербина, недавний слушатель Транспортной академии.

Вечером 28 июня трудящиеся Владивостока тепло и торжественно проводили «Ф.Литке» в необычный арктический рейс. А на шестой день кинооператор Г.Кабалов имел возможность запечатлеть в ковше Петропавловского порта у угольного причала изящный «Ф.Литке» и стоящей на рейде утюгообразный «Красин». Поход «Ф.Литке» широко освещался средствами массовой информации. Помимо Кабалова, на борту ледореза находились режиссеры Межрабпомфильма. Корреспондент газеты «Водный транспорт» Е.Юнга исполнял обязанности матроса 1 класса.  Л. Муханов был собкором «Комсомольской правды», В.Визе – «Известий», К. Радвилович – «Правды».  В Петропавловске на борт взяли старшего радиста Романова в помощь радисту Куксину.

10 июля «Ф.Литке» вошел в бухту Провидения, здесь было перегружено 530 тонн угля с парохода «С.Киров» . Здесь также приняли на борт гидросамолет ШИ-2 с летчиком Ф.Кукановым и бортмехаником С.Куквой.

После захода в Уэлен, у мыса Инцова, встретили первый разреженный лед, к тому же разыгрался шторм. 15 июля Визе написал: «После полуночи настал конец нашему свободному плаванию. Мы вошли в лед. Вскоре я мог убедиться в том, что это были самые настоящие чукотские льды, торосистые и свирепые».

С первых дней плавания развернулось соревнование между вахтами. Среди кочегаров, которых возглавляли старшие кочегары Трофимов, Мазунин, Карклин, первенство прочно удерживала первая вахта парторга корабля Д.Трофимов, в составе кочегаров 1 класса Дешлакова (председатель судкома), Безякина, Висторовского, Байдина, Швеца, Яцышина и кочегаров 2 класса Клименко и Олейникова. Через несколько лет во время дрейфа в высоких широтах ледокольного парохода «Г.Седов» Д.Трофимова назначат старшим механиком, снова изберут парторгом, о по возвращении он будет удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Расстояние в 27 миль до мыса Шмидта преодолевали десять дней,то ложась в дрейф, то медленно продираясь вперед, когда удавалось за вахту продвинуться всего на два-три корпуса. Использование самолета в тумане оказалось малоэффективным. В корпусе ледореза были срезаны десятки заклепок, и в нижнем твиндеке носового трюма появилась течь.

Лишь 29 июля «Ф.Литке» миновал мыс Шелагский и вышел на чистую воду. Плавание Восточно-Сибирским морем проходило сравнительно спокойно. Температура воздуха оказалась необычно высокой для этих мест – плюс 16 С. участников экспедиции, кроме того, поразила сильная задымленность атмосферы, с явным запахом гари, вызванная лесными пожарами  в Восточной Сибири.

В проливе Дмитрия Лаптева неожиданно обнаружили банку на глубине 7 метров, на месте  размытого, некогда довольно значительного, острова Св. Меркурий.

3 августа «Ф.Литке» вошел в бухту Тикси. Основанному на ее берегу порту не исполнилось и года. У залива Булункан стояли два жилых дома, мастерские и скотный двор. 186 человек составляли все население порта. Теперь, когда здесь вырос большой современный поселок, построены дома со всеми удобствами, невольно вспоминаются пророческие слова, сказанные тогда Визе: «Не в хибарках, не в казармах, а в комфортабельных и художественно оформленных коттеджах должны жить и работать труженики Советской Арктики».

Пополнив запасы воды и угля, «Ф.Литке» направился к островам, позднее названным именем Комсомольской Правды, где находились на вынужденной зимовке три судна Первой Ленской транспортной экспедиции. Снова началось сражение со льдами. Пять суток упорной работы потребовалось ледорезу, чтобы преодолеть 10-километровую перемычку двух летних льдов и освободить суда. Повреждения форштевня были очень большими. Ледорез принимал через них 1125 тонн воды ежесуточно. Казалось, что он больше не сможет работать во льду. В дневнике начальника экспедиции, опубликованном «Правдой» 29 сентября 1934 года, есть запись: «18-20 августа. Машинная команда, руководимая старшим механиком Пирожковым, приступила к ремонту форштевня. Пирожков бессменно находиться на льду и не только руководит, но и собственноручно помогает клепать болты. Второй механик Гайслер выточил за сутки 10 новых болтов. Помполит Щербина с бригадой матросов месит цемент для заливки форштевня. Надо залить носовой отсек в 13 тонн.

Во время ремонта Ф.Куканов произвел с воздуха ледовую разведку пролива Вилькицкого. Пользуясь ее данными, ледокол «Ермак» прошел из  Карского в море Лаптевых. Подремонтированный «Ф.Литке» оказал ему помощь в ледовой переводке судов Второй Ленской экспедиции. Он провел речной буксир «Партизан Щетинкин», имевший, слабый, не приспособленный для работы во льду корпус…

Севернее островов Фирнлея и Карском море открыли не нанесенный на карте островок, под которым громоздились льды. Пробираясь прогалиной под островом Русский, ледорез сел на прибрежную отмель. Благодаря спокойной распорядительности капитана Николаева, снялись с нее быстро и без последствий.

2 сентября пришли на Диксон. Моряки имели возможность наблюдать, как быстро рос этот арктический порт. Приняв 430 тонн угля, ледорез направился в устье Енисея за пресной водой. По сути снял с мели английский пароход «Марклин». Уже на Диксоне на борт ледореза стали поступать поздравительные радиограммы: сомнений не было – задание Родины будет выполнено. Проходя Югорский шар, устроили генеральную приборку, покрасились. На 83 день похода 20 сентября Мурманск встречал победителей.

Позади осталось 6000 миль по восьми морям, из них 1500- во льдах.

На следующий день во всех газетах была опубликована поздравительная телеграмма руководителей партии и правительства: «Горячо приветствуем и поздравляем участников экспедиции ледореза «Ф.Литке», впервые в истории арктических плаваний завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад.  Успехи экспедиции «Ф.Литке» свидетельствуют о прочном завоевании  Арктики советскими моряками, о героической отваге, храбрости и большевистской организованности всего состава экспедиции и команды и глубоких знаниях Арктики у руководителей экспедиции. В славном походе «Ф.Литке» мы видим прочный залог скорейшего превращения арктических пустынь в Великий северный путь нашей великой социалистической Родины». 7 ноября был опубликован указ о награждении участников похода правительственными наградами.

Большую ценность имели новые данные по гидрологическому режиму, особенно Северо-Восточных морей и проливов. Составленные схемы распределений состояния атмосферных явлений, температуры воды во многом объяснили ледовую обстановку. В.Березкин после окончания рейса  писал: «Наиболее плотным является лед Чукотского моря. Исключительная его толщина объясняется, по –видимому, не только большим возрастом, но и процессом торошения, при котором в проливе Лонга под действием ветров и течений многолетние льды наслаиваются друг на друга и смерзаются».

Поход «Ф.Литке» показал, что можно уже говорить о плавании по всему Северному морскому пути не только экспедиционных судов, не только транспортов-одиночек, но и серийных караванов. В интервью капитан Николаев говорил о необходимости дальнейшего изучении ледового и гидрометеорологического режима в первую очередь восточных морей, их гидрографического оснащения, создание надежных самолетов ледовой разведки, перевода ледоколов на жидкое топливо .

Уже на следующий год по Северному морскому пути с народнохозяйственными грузами прошли первые транспортные суда: «Ванцетти» и «Искра» из Мурманска во Владивосток, «Анадырь» и «Сталинград» в обратном направлении.

Что же касается самого Ледореза –то он долгие годы трудился на совесть.

В 1955 г., участвуя в очередном научно-исследовательском предприятии, организованном Арктическим институтом, он поднялся до 83° 21′ северной широты, установив рекорд свободного плавания в Северном Ледовитом океане, не дойдя всего 440 миль (810 км) до Северного полюса. Это достижение спустя годы превзошли лишь огромные ледоколы, оснащенные ядерными силовыми установками.

14 ноября 1958 г. «Литке», как окончательно устаревший, вывели из эксплуатации и через некоторое время сдали на слом.

                                                                                       Гуков С.А.