Освоение Северного морского пути. Начало.

Таймыр и Вайгач.

История Северного морского пути включает в себя не одну героическую эпопею, сегодня мы начнем наш рассказ о том как началось это великое предприятие.

Чуть больше 100 лет назад, в 1913 году, было совершено последнее крупное географическое открытие на нашей планете. В ходе экспедиции, в задачи которой входило впервые в истории пройти Северный морской путь с востока на запад, в Северном Ледовитом океане был открыт архипелаг Северная земля.

Такая цель (пройти Северный морской путь с востока на запад) для экспедиции была выбрана неслучайно. Незадолго до этого Россия потерпела поражение в войне с Японией. Тогда, после серьёзных потерь, понесённых Тихоокеанским флотом, была отправлена на Дальний Восток эскадра кораблей из Балтийского моря. Она проделала огромный путь, огибая Африку. Это было радикальное решение, продиктованное военной обстановкой. В результате, измотанный долгим переходом флот, был разгромлен японцами в Цусимском сражении. Вскоре возникло понимание о необходимости прокладки более короткого маршрута через Северный ледовитый океан.

После подписания мира перед военными моряками поставили задачу наладить постоянное грузовое сообщение между Архангельском и Владивостоком через Северный морской путь. Для этого готовилась экспедиция и строились современные ледоколы.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) была сформирована во Владивостоке в августе 1910 г. В её состав были включены специально построенные для этих целей на Невском заводе в Петербурге в 1909 г. два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 тыс. т каждый и мощностью машин в 1,2 тыс. л.с. Начальником экспедиции был назначен опытный гидрограф Иван Семёнович Сергеев.

Основная цель экспедиции: разведать Северный морской путь и пройти по нему через шесть арктических морей с востока на запад — из Владивостока в Архангельск, чего прежде еще никому не удавалось сделать. Вместе с тем экспедиция преследовала и другие цели: проведение гидрографических и гидрометеорологических работ, исследование и нанесение на карту арктического побережья Российской империи.

Осенью 1909 года ледоколы начали свой долгий путь из Санкт-Петербурга во Владивосток. Они частично повторили путь русской военной эскадры, но вместо увлекательного путешествия вдоль Африки корабли воспользовались Суэцким каналом и срезали путь. Первый поход «Таймыр» и «Вайгач» совершили летом — осенью 1910 г. в районе мыса Дежнёва. Сильные снегопады помешали проведению работ, и экспедиция возвратилась во Владивосток.

В 1911 и 1912 гг. экспедиция изучала Восточно-Сибирское и Чукотские моря. В 1912 г. «Таймыр» и «Вайгач» прошли на запад до бухты Тикси. Были описаны Медвежьи и Новосибирские остров, часть материкового побережья.

Постепенно ледоколы продвигались всё дальше и дальше на запад, но происходило это достаточно медленно. В марте 1913 года доктор Э. Е. Арнгольд писал своему бывшему командиру А. В. Колчаку следующее:«В экспедиции у нас мрачно. В прошлом году, не дойдя 160 миль (257 км) до мыса Челюскина, повернули обратно. У Сергеева панический страх перед зимовкой, и это главным образом вредит делу…»

Но волею судьбы командование экспедицией сменилось. В июле на борту «Вайгача» у начальника экспедиции И. С. Сергеева случился инсульт, и он передал управление командиру «Таймыра» капитану 2-го ранга Б. А. Вилькицкому. Этот офицер был значительно моложе и не побоялся использовать два судна по отдельности, что позволило расширить зону исследований.

 

Результатом рискованного подхода стало открытие новой земли. Её обнаружили почти одновременно с обоих ледоколов.

Ранним утром 21 августа (3 сентября) 1913 г. на 78°24′ северной широты, 106°22′ восточной долготы вахтенные офицеры на двух судах почти одновременно внесли в судовые журналы одинаковую запись: «По носу на горизонте виднеется земля». Ледоколы, сколько позволял лёд, прошли вдоль берега земли, видимая её часть была нанесена на карту.

22 августа (4 сентября) 1913 г. на мысе Берга (80°с.ш.) был зачитан приказ начальника экспедиции об открытии новых земель и присоединении их к России и под оружейные залпы на берегу был поднят русский флаг — открытая земля официально была присоединена к России. В тот год достичь Архангельска не удалось и корабли вернулись во Владивосток. Только в начале июля 1914 года «Таймыр» и «Вайгач» вновь покинули бухту Золотой Рог. Эта попытка затянулась почти на 14 месяцев с многомесячной зимовкой во льдах, которая стала проверкой моральных, психологических и физических возможностей для каждого члена экипажей судов. Когда корабли оказались в Карском море, дрейфующие льды затеряли их на расстоянии 25 километров друг от друга. Связь между кораблями сохранялась только по радио. Выбраться из ледяного плена удалось только с наступлением августа. Однако уже 11 числа «Таймыр» сел на мель и пробил дно. Команде пришлось откачать 100 т воды и перевезти на «Вайгач» несколько тонн угля на лодках. С наступлением большого прилива ледокол смог продолжить путь. Наконец 16 сентября «Таймыр» и «Вайгач» смогли пришвартоваться в порту Архангельска, и экспедиция, длившаяся пять лет, показала, что конструкции судов «Таймыр» и «Вайгач» способны выдержать любые испытания.

17 (30) ноября 1913 г. во владивостокской газете «Далёкая окраина» была помещена фотография личного состава экспедиции с текстом, в котором значилось, что сами участники экспедиции определили открытую ими сушу как большой остров и собирались назвать его Тайвай в честь кораблей «Таймыр» и «Вайгач». Но «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскин наименование: «Земля Императора Николая II»; острову, лежащему к северу от того же мыса, — «Остров Цесаревича Алексея» и островку к юго-востоку от острова Беннета — «Остров Генерала Вилькицкого»».

 

Эти названия существовали на картах страны более десяти лет и лишь 11 сентября 1926 г., Президиум ЦИК СССP переименовал Землю Императора Николая Второго в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея — в Малый Таймыр.

Вайгач в 1909 г.

Земля Николая

Таймыр в 1913 году у Северной Земли

Гуков С.А.