Поселок Тикси обязан своим возникновением решению о строительстве Усть-Ленского порта. Развитие порта потребовало сосредоточения в поселке предприятий метеорологии, гидрографии и крупной строительной организации, деятельность которых была неразрывно связана с деятельностью порта, а также с развитием речного и морского транспортов. История развития этих предприятий и есть история развития поселка. Днем основания поселка Тикси принято считать день высадки первых полярников-строителей первой метеорологической станции, возглавляемой Е.Н. Фрейбергом на берегу залива Сого в августе 1932 года. Уже 12 августа отсюда ушел в эфир первый прогноз погоды. Эта дата считается официальным началом существования поселка Тикси.
В сентябре 1933 года в бухту Тикси вошли морские корабли первой Ленской экспедиции «Володарский» и «Товарищ Сталин» и, прибывший для работы на реке Лене, теплоход «Первая пятилетка» с лихтером. Морские суда привезли грузы для Якутской республики и для нужд Лено -Хатангской экспедиции. Часть груза для Якутии была разгружена на 3-тысячетонный лихтер, а теплоход «Первая пятилетка» работала на перевалке груза с морских пароходов на берег. Он сделал много рейсов. 16 сентября было отправлено пять тысяч тонн грузов для Якутской республики. По тем временам это считалось крупнейшим достижением. Перегрузка производилась чисто физической силой грузчиков. Грузы для экспедиции перегружались на баржи и доставлялись на берег, где разгружались тоже вручную.
В 1934 году в заливе Булункан началось строительство причала ряжевой конструкции длиной 110 метров. Строительство было закончено в 1935 году. К тому времени были построены крытые грузовые склады общей площадью 542 м2, жилые дома с общей полезной площадью 874 м2, здания ремстройгруппы, центральной электростанции, баня-прачечная и другие объекты.
Председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР В.В. Куйбышев в своем докладе правительству в начале 1934 года говорил: «…На южном берегу залива Булункан приступили к строительству складов, зданий и начата организация порта. Еще не было аппарата, не была установлена структура деятельности и даже самого названия порта, но был уже свой флот и совершались грузовые операции…».
Еще в 1933 году в бухту Тикси пришли шхуны «Прончищев», «Челюскин», «Лаптев», построенные в верховьях реки Лена. С востока пришла шхуна «Темп». Они составили основу флота Тиксинского морского порта. В 1934 г. заходил ледорез «Литке», совершавший сквозное плавание вдоль будущей трассы Северного морского пути. Он доставил много грузов для республики.
Усть-Ленский порт юридически был оформлен приказом Главного управления северного морского пути при СНК СССР за 23 от 25 января 1934 г. В том же году порт переработал уже 7,5 тысяч тонн генеральных грузов, а в 1935 г. было переработано уже 12,5 тысяч тонн.
Но порт еще некоторое время остается обыкновенным перегрузочным пунктом. Об этом вспоминает один из свидетелей того периода П. Д. Горюнихин: «В 1934 г. мне довелось быть в Тикси. Берег кишел народом: выгружали на берегу бухты на острове Бруснева сборные дома, стройматериалы… Вспоминаю, с каким исключительным энтузиазмом работали тиксинцы в то время. В выгрузке судов принимали участие все, не считаясь с рангами и чинами…». 1 января 1936 г. Усть-Ленский морской порт переименовали в Морской арктический порт Тикси. 29 августа 1938 г. постановлением Совета народных комиссаров СССР был образован Тиксинский арктический морской порт. По решению правительства началось строительство морского порта.
Порт Тикси был отнесен в число арктических портов первого класса и становится самым крупным портом Арктики предвоенного периода. В навигацию 1938 г. было переработано 54 тысячи тонн груза, а в 1939 г. – уже 95 тысяч тонн. В лето 1941 года порт переработал 50 тысяч тонн угля, 26 тысяч тонн леса, 20 тысяч тонн генеральных грузов, топлива, бункера. Был достроен первый причал, от причала до складов была уложена узкоколейка, было установлено 6 транспортеров типа «Ленинец». В результате этого и было переработано 80 тысяч тонн грузов. Тикси стал крупнейшим на Севере портом. До войны основной поток грузов для Сибири, Якутии, Урала шел восточным коридором через Тикси.
Когда началась война, значение порта неизмеримо возросло. В июне 1942 г. между СССР и США было заключено соглашение о поставке товаров по лендлизу. До 80% грузов, шедших с Аляски было переработано в Тиксинском морском порту, здесь все военные годы не прекращались строительные работы. В 1943 г. был запущен главный транспортер. В 1945 г. было закончено строительство нового здания механических мастерских. К этому моменту механизацией было охвачено около 90% работ.
В 1942 г. начальником порта был назначен Александр Георгиевич Костюк, руководивший до этого отделом портов ГУСМП и хорошо знавший положение дел во всей Арктике, и соответственно, положение дел в Тиксинском морском порту. В 1943 г. отмечается резкий рост грузооборота, который достиг более чем 110 тысяч тонн. В порту было обработано 68 морских, 35 речных самоходных судов и 117 несамоходных. Объем переработки грузов в порту в последующие два года войны продолжал расти, и в 1945 г. достиг 270 тысяч тонн. В послевоенные годы было смонтировано 4 портальных крана.
В январе 1967 г. на базе Тиксинского управления было создано Северо-Восточное управление морского флота. Морской порт был включен в состав управления в качестве само-стоятельного хозрасчетного транспортного предприятия. При этом, в состав порта были включены грузовой район со складами, транспорт и механизация, портофлот, теплоэлектростанция, нефтебаза. С 1952 г. грузы на Север начали поступать через Осетровский порт, они приходили по реке Лене в Тикси и с перевалкой на морские суда доставлялись на Яну, Индигирку, Колыму. С каждой навигацией возрастало число обработанных судов, в основном, речных. Так, если в 1967 г. было обработано 163 судна, то в 1970 г. обработали уже 227 судов. В эти годы меняются и номенклатура грузов. Если до этого основным грузом был каменный уголь из Сангара, то теперь его вытесняют лесные грузы. В 1970 г. началась реконструкция порта, которая продолжалась вплоть до 1979 г.
Первым строителем и начальником Усть-Ленского морского порта был известный полярник Борис Михайлович Михайлов. Он был строителем многих морских портов в Арктике, соратником первого главы Главсевморпути при СНК СССР академика Отто Юльевича Шмидта. Он строил порт Провидения, геофизическую обсерваторию на Земле Франца-Иосифа, работал в устье Енисея, на Северной Земле. В конце 30-х годов он был арестован и попал в лагерь. Но, в конце концов, его организаторский талант потребовался на стройках Арктики, и он снова, с присущей ему энергией, взялся за дело. В разных местах Арктики он оставил о себе хорошую память.
В ходе работ Лено-Хатангской экспедиции морской порт постепенно обзавелся собственным флотом. Первыми судами были шхуны «Челюскин», «Лаптев» и «Прончищев», построенные в 1931-1933 г.г. в городе Киренске на Алексеевском затоне. Весной 1933 г. три шхуны были готовы и пришли в г. Якутск. А в августе они двинулись вниз из Якутска в Тикси. По прибытии в Тикси шхуны направились в сторону Хатанги. В устье реки Хатанги они высадили зимовщиков метеостанции. После этого сделали еще рейс по южным берегам губы Буор-Хая. Осенью этого года с востока прибыла шхуна «Темп». Тогда же под командой капитана Никитина шхуна сделала рейс на мыс Нордвик, где произвела смену личного состава метеостанции.
В годы войны на восточный район Северного морского пути легла главная тяжесть арктических перевозок. Через Северный морской путь доставлялись на весь северо-восток страны продовольствие, товары народного потребления, топливо. Арктическое мореплавание в эти годы приобрело исключительно важное значение. За успешное выполнение заданий правительства и самоотверженную работу по освоению Севморпути в годы Великой Отечественной войны коллектив Северо-Якутского речного пароходства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 декабря 1945 г. был награжден орденами и медалями СССР. Начальник пароходства Мстислав Сергеевич Хоциалов был награжден орденом Ленина. Вот краткая характеристика деятельности СЯРПа: к 1950 г., имея 34,8% тоннажа на реке Лена, СЯРП совершило 47% всех перевозок бассейна.
В 1928 году на острове Большой Ляховский открыта новая полярная станция, начальником которой стал Николай Пинегин, участник экспедиции Г. Седова. По заданию полярной комиссии Академии наук, на шхуне «Полярная звезда», прошел из бухты Тикси до мыса Шалаурова. На вновь основанной станции Пинегин зимовал в 1929-1930 годах. На следующий год «Полярная звезда» застряла в районе мыса Буор-Хая и не смогла доставить на остров снаряжение и продовольствие. Полярникам пришлось уйти с острова и своим ходом добираться до Якутска. С июля 1934 г. станция носит имя Никиты Шалаурова. 12 августа 1932 г. из Сого в эфир полетела первая радиограмма со сводкой.
17 августа 1942 года между мысами Буор-Хая и Святой Нос во время шторма погибло гидрографическое судно «Профессор Визе». Спасти людей удалось команде буксира «Якутия». Беспримерные подвиги и самоотверженность пионеров Арктики, живших в тяжелые тридцатые годы, сейчас, в начале третьего тысячелетия, многим уже непонятны.
Перестройка прошлась по побережью Ледовитого океана, прорубив такую «просеку», которая долгие годы не восстановится, и пустота не исчезнет. Куда делись энтузиазм и отвага покорителей Севера, в сердцах людей поселилась неуверенность и тревога, оптимизма в действиях тиксинцев заметно поубавилось.
А ведь в 70-90-е годы в Тикси кипела творческая жизнь, проводились выставки, встречи, вечера. Ведь здесь работала художественная школа, где преподавал Владимир Еремеевич Гвоздюк, член Союза Художников СССР, талантливый художник-маринист Ариэль Агарунов, уехавший в Израиль, поэтесса Галина Зотова, талантливые журналисты Василий Егорович Винокуров, Валерий Войтко, Алексей Винокуров и масса других творческих личностей. Многие покинули район. Особенно резкое сокращение численности населения произошло за последнее десятилетие, вследствие сворачивания горнодобывающей промышленности на Севере. Если в 1990 г. в Тикси жило 12130 человек, то в 2001-м – 5490. Рядом с Тикси работали шахтеры. В пределах Тиксинской угленосной площади действовали шахта “Сого” и разрез “Заполярный”, разрабатывавшие бурые угли Согинского месторождения для местных нужд. Это месторождение было открыто в 1901 г. матросом Величкиным, участником русской полярной экспедиции на «Заре», уголь впервые использовали для топки паровой машины судна. В широких масштабах уголь начал разрабатывать «Глав-севморпуть» в 1945 г. Ежегодно добывалось до 80 тыс. тонн угля. Там было разведано несколько пластов угля, наиболее крупный из них достигал 18-метровой мощности. В настоящее время месторождение законсервировано. Поселок Сого в 1976 г. был закрыт, дома разобраны и перевезены на Полярку и в Тикси. На месте мертвого поселка до сих пор стоят скелеты бани и детского сада, шахты и конторы. Никто пока не собирается разрабатывать угольное месторождение, но оно ждет своего времени. Нефтеперегонный завод «Богхед» в Тикси был объектом секретным, никаких официальных документов о его деятельности до сей поры не обнародовано. После войны завод работал пять лет – до 50-х годов.
С закрытием этого завода связана одна таинственная авиакатастрофа. В 1950 году севернее Станового хребта были обнаружены обломки самолёта ЛИ-2, обрывки документов и детская шапка-ушанка. Чуть позже на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ нашли пять трупов. В приказе начальника Главсевморпути при СМ СССР А. Кузнецова говорится: «Найденные документы и обломки самолёта подтверждают, что потерпевший самолёт является самолётом Н-444, по заключению комиссии, имевший лобовой удар о восточный склон горы, при полёте с Востока на Запад… Комиссии в период октября-ноября 1950 года продолжить розыски погибших в авиакатастрофе. По окончании розысков собрать обнаруженные останки в общий гроб и похоронить во временную могилу. Все обнаруженные части самолёта закопать на месте. В августе 1951 года, после таяния снега, вновь тщательно обследовать всю прилегающую местность, собрать все останки трупов, после чего вскрыть временную могилу и всё доставить в Москву для похорон».
Как только самолёт перестал выходить на связь, были организованы беспрецедентные поиски. На борту находились шесть членов экипажа и 14 пассажиров. Среди них – работники «Дальстроя», начальник «Тиксистрой» Негодяев Викентий Семёнович, стахановец-бригадир плотников «Тиксистрой» Посошков Феоктист Иванович, директор завода «Богхед» Певзнер Сергей Ефимович, жена Певзнера Трутникова Зоя Михайловна, их пятилетний сын, главный бухгалтер завода «Богхед» Чупилко Александр Дмитриевич. Выписка из Дела № 255, л. 34-29 (письма: заместителю Председателя СМ СССР – тов. Берия Л. П.; зам. Предс. СМ СССР – тов. Молотову В. М.; секретарю ЦК – тов. Жданову А. А.): «В поисках принимают участие 11 самолётов, совершивших 32 дневных и 2 ночных полёта. Общий налёт составил 200 часов. Кроме того – попутными рейсовыми самолётами. Коллегия Главсевморпути приняла решение о продолжении поисков оленьими и собачьими упряжками». Масштабнее и продолжительнее искали, пожалуй, только самолёт Леваневского. Невольно возникает мысль – почему были так заинтересованы в поиске высшие лица государства? Ведь лётные происшествия в те времена случались не раз. По всей видимости, на борту были какие-то секретные документы или образцы по заводу «Богхед». В 50-х годах, сразу после обнаружения обломков самолёта и погибших руководителей тиксинского «Богхеда», сам завод был закрыт.
По материалам газеты «Маяк Арктики» от 19 ноября 2013 г. № 138, все оборудование с завода в Тикси было вывезено, у союзников были свои технологии получения авиационного топлива из богхедов, они держали их в секрете.