Официальным «днём рождения» Тиксинского морского торгового порта считается 25 января 1934 года. Эта дата связана с его юридическим оформлением приказом Главного управления Северного морского пути при Совете народных комиссаров (правительстве) СССР под названием Усть – Ленский морской порт.
31 января 1967 года министр морского флота СССР В.Г. Бакаев издал приказ о выделении Сахалинского, Камчатского управлений флота и морского порта в Тикси из состава Дальневосточного морского пароходства и создании на их базе Сахалинского, Камчатского пароходств и Северо-Восточного управления морского флота. Начальником нового предприятия был назначен М.Д. Хейдер-Назаров. Сохраняя юридическую самостоятельность, морпорты Тикси, Хатанга административно подчинялись СВУМФ.
20 октября 1986 года приказом нового министра морского флота СССР Юрия Вольмера СВУМФ было преобразовано в Якутское производственное объединение морского транспорта (ЯПОМТ). Морские порты в Тикси и Хатанге остались в составе ЯПОМТ. Тиксинский флот имел в общей сложности 64 суда различного водоизмещения и назначения, в том числе 20 теплоходов и 4 танкера.
В январе 2015 года Владимир Павлович Земнухов, в то время – гендиректор Тиксинского морского порта, рассказал для газеты «МА» о возможностях грузоперевозок через морпорт «Тикси» в будущем.
В навигацию 2014 года Тиксинский морпорт переработал партию пиломатериалов, отправленную из Якутска в западную часть страны по Северному морскому пути. До этого, в течение очень продолжительного времени, пиломатериалы не отправлялись на баржах по Лене в Тикси. А до начала 90 –х годов морпортом загружался на большие теплоходы с Дальнего Востока круглый лес для доставки в Японию. Плоты леса перегонялись ежегодно по Лене и подготавливались в заливе Булункан бухты Тикси к дальнейшей отправке по Севморпути предприятием «Тиксисплав».
В 2015 году В.П. Земнухов предположил, что с появлением в российском предпринимательстве в те годы новых людей с новыми идеями, возможно, началось определение новых транспортных направлений, логистических линий через порт в Тикси по западной части Севморпути. Была надежда, что появились новые взгляды на то, как организовать грузопотоки из Якутии по Северному морскому пути. В этом случае с 2016 – 2017 годов через порт в Тикси доставлялись бы пиломатериалы.
По мнению В.П. Земнухова, отправка в навигацию 2014 года двух тысяч кубометров пиломатериалов через Тикси в морпорты западной части страны была, возможно, убыточной для предприятия – организатора перевозок. Во- первых, пакеты пиломатериалов перегружались не по прямому варианту, то есть с баржи на судно, а с промежуточным хранением на территории Тиксинского морпорта, чего ранее не допускалось. Во – вторых, для приёма двух тысяч кубометров груза достаточно было направить в Тикси небольшое судно, оно было бы полностью загружено. А прибывший за пиломатериалами теплоход ушёл из морпорта с двумя пустыми трюмами.
Если бы этого груза не было, то Тиксинский морской порт отработал бы по итогам 9 месяцев 2014 года с убытками. В 2012 и 2013 годах у Морпорта был положительный финансовый результат. В 2013 году морпорт выполнил не связанные с грузооборотом работы. По федеральной программе было установлено на сумму 2 млн рублей оборудование видеослежения за акваторией порта. Кроме того, за счёт федеральных финсредств был поднят затонувший в акватории порта катер пограничной службы. Эти работы позволили Морпорту выйти в 2013 году на безубыточный уровень.
Как отмечал В.П. Земнухов, можно было бы отправлять через Тиксинский морпорт металлолом, который в огромных количествах находится в Тикси и его окрестностях. Его нужно готовить к отправке, а для этого необходима финансовая государственная поддержка. Для сбора металлолома Морпорту нужно приобрести оборудование для резки металла, специальную технику – самосвалы с грейпферами, большой перегружатель металлолома на базе экскаватора.
В 2013 – 2015 годах металлолом в Якутске принимался по низким ценам, а стоимость перевозки из Тикси по Лене была очень большой. О приемлемых тарифах на доставку металла до Мурманска и Архангельска договориться была возможность, но не было теплоходов для отправки металлолома.
Николай Сургаев
Фото автора