Из истории аэропорта в Тикси в 2013 – 2015 годах

В марте 2013 года правительством России было решено передать в ФКП «Аэропорты Севера» аэропортовый комплекс аэродрома совместного базирования в Тикси с созданием филиала предприятия. В течение 2013 – 2014 гг. Росавиацией рассматривались различные варианты передачи имущества.

Как сообщалось в апреле 2013 года в СМИ страны, 29 марта 2013 г. в «Аэропорты Севера» была направлена факсограмма Росавиации с уведомлением о принятии решения о создании филиала в Тикси путем изменения вида ФГУП «Аэропорт Тикси» в ФКП «Аэропорт Тикси» с последующей реорганизацией ФКП «Аэропорты Севера» путем присоединения нему ФКП «Аэропорт Тикси». В апреле 2013 г. готовилось технико-техническое обоснование для принятия решения в различных вариантах.

Руководство аэропорта в Тикси сообщало для СМИ, что подобная реорганизация предприятия и включение в ФКП «Аэропорты Севера» поможет принять участие в федеральных программах поддержки региональной авиации. Аэропорт в Тикси находился в сложной финансовой ситуации: на протяжении нескольких лет его расходы в два раза превышали доходы. Долг аэропорта по заработной плате сотрудникам по состоянию на апрель 2013 года составлял более 10,5 млн рублей. Присоединение к «Аэропортам Севера» позволило бы провести капитальный ремонт аэропортового комплекса и его реконструкцию.

Аэродромная инфраструктура в Тикси, согласно ранее сделанным заявлениям, осталась в ведении Министерства обороны России. В ФКП «Аэропорты Севера» по состоянию на 2016 г. входили 31 аэропорт и две посадочные площадки, расположенные на территории Якутии и Магаданской области, 17 из них находились за полярным кругом. Цель деятельности предприятия — сохранение и развитие наземной инфраструктуры для авиационного обслуживания населения и отраслей экономики в районах Крайнего Севера.

1 августа 2015 года председатель правительства страны подписал распоряжение, которое предусматривало включение аэропорта в Тикси в качестве филиала в состав казённого предприятия «Аэропорты Севера». Федеральное казённое предприятие «Аэропорты Севера» РС было реорганизовано в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Тикси». Создание филиала «Аэропортов Севера» в Тикси являлось необходимым условием обеспечения транспортной доступности стратегически важного региона Арктики. Аэропорт в Тикси необходим для нормального функционирования Северного морского пути и обеспечения обороноспособности страны. Местные авиационные перевозки пассажиров и грузов в Булунском районе носят социальный характер, не имеют транспортной альтернативы.

В августе 2014 года накануне празднования 80-летия Тиксинского морского порта был проведён «круглый стол» по теме «Вопросы и перспективы развития транспортной инфраструктуры в Булунском районе». В обсуждении вопросов по проблемам транспортной инфраструктуры 12 августа принимали участие руководители организаций в Булунском районе.

М.И. Шастун и С.В. Гульков в ходе обсуждения вопросов на «круглом столе».

С сообщениями о деятельности своих предприятий выступили в ходе «круглого стола» замдиректора ФГУП «Аэропорт Тикси» М.И. Шастун и директор Тиксинского филиала ОАО «Авиационная компания «Полярные авиалинии»» С.В. Гульков.

По информации М.И. Шастуна, по состоянию на август 2014 года в предприятии работали 74 человека, а по штатному расписанию необходимо было 102 работника. Особенно не хватало специалистов с соответствующим профессиональным образованием, прошедших стажировку и получивших сертификаты.

Участники «круглого стола» по вопросам развития транспортной инфраструктуры в Булунском районе 12 августа 2014 г. 

В основном предприятие занималось на тот период оказанием услуг по аэродромному обеспечению полётов, обслуживанием воздушных судов авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии».

За первое полугодие 2014 года в аэропорту было осуществлено 272 самолёта – вылета, отправлено 4,5 тысячи пассажиров, 54 тонны грузов, 8 тонн почты.

Участники «круглого стола» 12 августа 2014 г. (слева – направо): С.В. Гульков; К.Н. Шахурдин; Б.М. Дементьев; Е.Х. Голомарёва; З.Н. Свинобоева; В.М. Членов.

В октябре 2012 года с момента закрытия взлетно-посадочной полосы, находящейся в ведении Министерства обороны, доходы аэропорта в Тикси резко и очень сильно сократились. Образовались и накапливались большие долги по зарплате. Последствия закрытия аэродрома ощущались до конца 2013 года.

С 1 октября 2012 года аэропорт был объявлен закрытым для всех полётов воздушных судов, кроме вертолётов, как тогда объяснялось, для реконструкции взлётно-посадочной полосы.

Из-за закрытия аэропорта усложнился завоз грузов, а жители Тикси фактически оказались отрезанными от большой земли. Стоимость авиабилета при перелёте по маршруту Тикси – Усть-Куйга — Якутск выросла в два раза.

30 апреля 2013 года на уровне правительства России было принято решение открыть аэродром, ограничив годность взлетно-посадочной полосы 1600 метрами для принятия самолётов 3 – 4 класса. Но затем аэродром начал принимать более тяжёлые самолёты: от авиакомпании «Якутия» поступили заявки на обслуживание самолётов «Суперджет», «Бомбардье», А – 140. С мая 2014 года начались регулярные авиарейсы самолёта «Боинг – 737 – 700» по маршруту «Москва – Тикси – Москва».

С марта 2013 года Росавиация через Росимущество, создав совместное акционерное предприятие, оказало финансовую поддержку Тиксинскому аэропорту, а в конце 2013 года выделило субсидию в сумме 100 млн рублей, которая была использована в течение полугодия (до августа 2014 г.).

В августе 2014 года предприятие снова начало ощущать финансовые затруднения. За июль работники аэропорта зарплату получили. Но в дальнейшем ожидались затруднения, так как не было договора с Министерством обороны на совместное использование аэродрома (взлетно-посадочной полосы), поэтому аэропорт в Тикси не получил субсидию. За первое полугодие 2014 г. Тиксинским аэропортом было недополучено 6 млн рублей.

Тиксинский аэропорт и ВПП в октябре 2014 г. Фото Андрея Фатеева из интернет-издания «Полярная почта».

Руководством аэропорта был направлен в Росавиацию пакет документов с запросом по субсидии в размере 62 млн рублей. Этой суммы должно было хватить, чтобы покрыть самые необходимые расходы до конца 2014 г. и в первом квартале 2015 г. Росавиацией пакет документов от Тиксинского аэропорта был направлен в Министерство транспорта России на согласование.

В 2012 – 2014 гг. решался вопрос о включении Тиксинского аэропорта в предприятие «Аэропорты Севера», документы согласовывались в федеральных и республиканских министерствах. По состоянию на август 2014 г. документы со всеми расчётами по созданию филиала в Тикси предприятия «Аэропорты Севера» на базе Тиксинского аэропорта находились на согласовании в Министерстве финансов РФ. Ожидалось, что в ноябре – декабре 2014 г. выйдет распоряжение правительства страны о передаче аэропортового комплекса в Тикси в «Аэропорты Севера». Распоряжение председателем правительства страны о включении аэропорта в Тикси в качестве филиала в состав федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» было подписано 1 августа 2015 года.

Взлётно-посадочная полоса (ВПП) в Тикси в октябре 2012 г. Фото Андрея Фатеева в интернет-издании «Полярная почта».

19 августа 2014 года на выездном совещании Совета Безопасности РФ в Анадыре по вопросам развития транспортной инфраструктуры России, в котором приняли участие руководители регионов Дальневосточного федерального округа, руководством Якутии было предложено принять срочные меры для ускорения заключения договора о совместной эксплуатации аэродрома в Тикси между Министерством обороны России и ФГУП «Аэропорт Тикси».

Николай Сургаев, фото автора

На главном фото: С.В. Гульков (на фото – слева) и М.И. Шастун 12 августа 2014 г.

 

Читайте дальше