Интеллектуальное развитие дошкольников по средствам народных традиций

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

В наше сегодняшнее время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».

Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально-регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры коренного населения и на этой основе воспитание толерантности, формирование межкультурной коммуникации.

Если дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям! Именно в дошкольном возрасте маленькие «почемучки» очень любознательны. Они как губка впитывают новые знания. Очень важно не упустить момент для интеллектуального развития ребёнка. Научно доказано, что дети в первые пять лет жизни усваивают столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь.

Неоценимую роль здесь выполняет игра. Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Игры можно разделить на: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, трудовые игры, драматические игры, игры с водящими, природные игры, обрядовые игры.

Безусловно, детские игры – составная часть традиций каждого народа.

Существует множество подходов к определению понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие». В психологическом словаре интеллект определяется как (от лат. Intellectus – понимание, постижение) – способность осуществлять процесс познания и эффективно решать проблемы, в частности, овладевая новым кругом жизненных задач.

В.Д. Поклонская об этом писала следующее: «Интеллект эквивалентен общей одаренности личности, представляя собой совокупность общих умственных способностей».

Итак, интеллектуальное развитие – это и уровень, и процесс познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: способностях, познавательных процессах, знаниях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на дошкольника среды и обстоятельств жизни. Значение присуще и наследственному фонду задатков. Но в интеллектуальном развитии определяющая, ведущая роль отводится систематическому интеллектуальному воспитанию.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. А для того, чтобы успешно развивать интеллект, необходимо понимать, что это такое.

Интеллект – это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития.

Нужно понимать и помнить о том, что интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе (в зависимости от обстоятельств). Ведь развитие мышления у детей определяется не только и не столько их способностями (задатками) и возрастными особенностями, а в большей мере объёмом и характером информации, которую они получают и степенью её усвоения.

Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в процессе обучения и воспитания, т.е. технике и технологии умственных действий надо учить. Задача педагога – найти формы и методы, способствующие развитию интеллекта детей. Таким важным средством развития интеллектуального мышления дошкольников является обучение детей игре в шахматы, шашки. Педагоги и психологи рассматривают шахматы, шашки как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

Шахматы — это бесконечные упражнения для ума, который развивают умственные способности, используемые на протяжении всей жизни, такие как: концентрация, критическое мышление, абстрактное мышление, решение проблем, распознавания образов, стратегическое планирование, творчество, анализ, синтез и оценка. Шахматы улучшают детское познание, вербальные навыки, а именно, логику, развивают навыки критического мышления, улучшают математические способности, умственные способности.

«Шахматы рано выявляют в ребенке то, что иначе открылось бы в нём значительно позже (а могло бы и вовсе не раскрыться). Они учат анализу, то есть приближают юного шахматиста к науке. Заставляют бороться до победы, то есть воспитывают спортивный дух, силу воли. Наконец, учат творчески мыслить, фантазировать, искать и находить. Может, кто — то из маленьких игроков впоследствии и забросит шахматы, но творческая инициатива, развитая в нём прежними занятиями этой игрой, наверняка пригодится ему в любой области, которую он для себя выберет. Игра ребёнка в шахматы приучает его соблюдать правила, а это облегчает его процесс социализации –включения в человеческое общество, которое в нормальном своём состоянии всегда живёт по правилам, по законам и нормам морали, соблюдает обычаи, чтит традиции» — Г.Каспаров

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Т.Б. Пелеванюк, воспитатель В КК МБДОУ «Солнышко», п. Тикси

Читайте дальше