Как сообщалось в СМИ, 5 сентября в ходе Восточного экономического форума «Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики» (КРДВ) и Якутией подписано соглашение о сотрудничестве в строительстве в Булунском районе (в окрестностях села Найба) двух морских причалов и объектов, имеющих отношение к портовой инфраструктуре. Правительством Якутии совместно с государственной корпорацией «Росатом» планируется проведение гидрографических исследований в районе Хара -Улахской бухты, на берегу которой расположено село Найба (Хара – Улах).
Планируется, что ввод в эксплуатацию этого перегрузочного объекта (именуемого «глубоководным морским портом») будет способствовать совершенствованию логистики по завозу грузов для строительства атомной станции малой мощности в поселке Усть – Куйга в Якутии и жизнеобеспечивающих грузов для Янской группы районов.
Инвестирование в реализацию проекта по строительству перегрузочного объекта на берегу Хара – Улахской бухты предполагается осуществлять с учетом расширения границ Тиксинского морского порта в рамках реализации мастер-плана агломерации Тикси-Найба. К этой работе привлекается проектная организация АО «Ленморниипроект».
В октябре 2020 года в газете «МА», в ходе освещения работы в Тикси 30 сентября – 1 октября выездного заседания Проектного офиса по продвижению проектов Комплексного плана развития Тикси на период до 2025 года, сообщалось, что в числе других федеральных организаций в этом заседании принимали участие госкорпорации «Росатом» и АО «Росгеология».
С информацией от этих организаций выступили 1 октября советник гендиректора АО «Росгеология» М.М. Мейер и замгендиректора ФГУП «Гидрографическое предприятие» А.С. Олейников.
Максим Мейер отметил, что реализация планов по модернизации Тиксинского морпорта важна и для работы АО «Росгеология» в арктических районах Якутии. До начала 90-х годов в Тикси Булунского района располагалась достаточно большая поисковая база геологоразведки. Во многом грузопереработка в Тиксинском торговом морском порту достигла к середине 80-х годов 800 тысяч тонн за навигацию благодаря добыче природных полезных ископаемых в рабочих посёлках соседних районов Якутии. Тиксинский морпорт был транспортным узлом Восточной Арктики.
А нынешние планы по доведению в будущем переработки грузов в морпорту Тикси до 300 тысяч тонн в год (с учётом перегрузочного комплекса в Найбе) находятся в зависимости от возобновления разведки и освоения полезных ископаемых в этих районах.
Также М.М. Мейер напомнил, что с 2012 года компания ОАО «НК «Роснефть» ведёт работы на своих лицензионных участках в акватории моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря по комплексным геофизическим исследованиям по оценке нефтегазоносного потенциала этих морей.
В Тикси с 2012 г. регулярно проводились общественные слушания по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) при проведении геосейсмических исследований в море Лаптевых. По результатам проведенных этих работ делается первоначальная оценка нефтегазоносного потенциала северной части моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.
Добывая полезные ископаемые, необходимо заниматься и геологоразведкой, для того чтобы поддерживать имеющиеся балансовые запасы организаций и государства на высоком уровне. Возможно, в Тикси, а также в селе Найба, расположенном в 120 километрах от райцентра Булунского района, вновь будет располагаться поисковая база геологоразведки.
По словам М.М. Мейера, в связи с планами по расширению геологоразведочных работ в Якутии и на шельфах моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, возможность использования Тиксинского морпорта для стоянки исследовательских судов и обустройство в Тикси складских и перевалочных баз имеет важное значение.
Исследовательские суда АО «Росгеология» и ОАО «НК «Роснефть» имеют осадку более 11 метров. Поэтому после проведения дноуглубительных работ на фарватере бухты Тикси и у причалов морпорта, что предусмотрено планами модернизации Тиксинского морпорта, здесь можно будет размещать экипажи морских судов и членов поисковых отрядов геологов. Росгеология может проводить морские исследования в ходе модернизации инженерных коммуникаций Тиксинского морпорта.
АО «Росгеология» подготавливало в 2020 году для направления в правительство страны предложения по включению в государственные планы по развитию Арктической зоны России проектов комплексных геологоразведочных исследований в арктических районах Якутии.
Замгендиректора ФГУП «Гидрографическое предприятие» Андрей Олейников представлял на выездном заседании Проектного офиса в Тикси 1 октября 2020 г. не только свою организацию, но и Госкорпорацию «Росатом», перед которой стоят задачи по обеспечению развития инфраструктуры Севморпути.
«Гидрографическое предприятие» входит в состав «Росатома». Основной его задачей является навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории Северного морского пути.
Для решения этой сложной задачи в Арктике в составе ФГУП «Гидрографическое предприятие» работают восемь гидрографических баз, в том числе в Тики, оно располагает гидрографическим и вспомогательным флотом в составе 11 гидрографических судов.
Как отмечал А.С. Олейникова, «Гидрографическое предприятие» готово оказывать необходимое содействие при модернизации инженерной инфраструктуры Тиксинского морпорта, а также при проведении дноуглубительных работ на фарватере бухты Тикси и у причалов морпорта.
Николай Сургаев