С 18 сентября в Тиксинском морском порту находится исследовательское судно Федерального ГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в Госкорпорацию «Росатом») «Григорий Михеев», доставившее различное навигационное оборудования для Тиксинской гидрографической базы.
В сентябре 2019 года инженеры-гидрографы лоцмейстерского отряда судна Архангельской гидрографической базы «Григорий Михеев» выполняли промеры глубин в бухте Тикси, а также у причалов морпорта.
Руководитель Тиксинской гидрографической базы Дмитрий Машков (в 2019 г. – главный инженер предприятия) рассказал в те дни, что выполнялся промер глубин от дальнего рейда бухты Тикси по направлению к створным знакам «Заря», расположенным на берегу (по ним суда определяют фарватер для захода в порт). Также был проведён промер у причалов Тиксинского морпорта и между ними, это было основной задачей гидрографов судна. Предполагалось продолжить промеры глубин в бухте Тикси в 2020 году.
На судне «Григорий Михеев» в 2019 г. было доставлено снабжение для контрольно-корректирующей станции (ККС) «Индигирка» (станция «Глонасс» в контейнерно-генераторном исполнении), работающей на острове Столбовом архипелага Новосибирских островов. ККС Тиксинской гидробазы обеспечивает с помощью спутниковых систем определение координат судов, проходящих по трассам Северного морского пути.
В 2019 году исследовательское судно «Григорий Михеев» выполняло промеры глубин в проливе Дмитрия Лаптева (между островом Большой Ляховский и материком) и проливе Санникова (между островами Котельный и Малый Ляховский – архипелага Новосибирские острова). По проливу Санникова проходят крупнотоннажные суда, в том числе танкеры-газовозы. Гидрографическое судно также выполнило промеры глубин севернее Новосибирских островов, где проходят наиболее крупные танкеры-газовозы. Вместе с «Григорием Михеевым» на трассах Севморпути, также под флагом «Атомфлота», работало второе судно Архангельской гидробазы — «Алексей Марышев».
Как сообщалось летом 2019 в интернет-издании Архангельска «Правда Севера», задача, которую выполняют экипаж и экспедиционный состав судна «Григорий Михеев», была поставлена ещё в 1932 году Главным управлением Северного морского пути: «Изучение северных морей и рек в навигационном и гидрографическом отношении, прокладка фарватеров, разработка рекомендованных курсов, составление и корректировка морских и речных карт, организация сети маяков и навигационных знаков».
В конце 2018 года Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон о передаче Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» полномочий от Администрации Северного морского пути. Затем, на основании этого закона, Федеральное государственное унитарное предприятие «Гидрографическое предприятие» (Санкт- Петербург) с его подразделениями (в том числе Тиксинская гидробаза) было выведено из подчинения Министерства транспорта России и переведено в ведение Госкорпорации «Росатом». В полномочия Росатома было передано от Администрации Севморпути оперативное управление судоходства в Арктике, развитие инфраструктуры на трассе Севморпути и в морских портах в Арктике. Передача полномочий осуществлялась с февраля 2019 года.
В настоящее время ФГУП «Гидрографическое предприятие» осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории Северного морского пути, включая изучение подводного рельефа дна с целью поддержания актуальности морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне и обеспечения акватории Севморпути средствами навигационного оборудования, а также информирования мореплавателей об изменениях навигационной обстановки. Предприятие выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в Арктике в границах акватории Севморпути.
В конце 2022 года в соответствии с планом развития Севморпуути была завершена модернизация исследовательского судна «Григорий Михеев» на судоремонтном заводе «Преголь» в Калининграде.
Особенностью модернизации стало проектирование и размещение на корме судна стационарного жилого блока для 15 человек (6 двухместных кают и одна трехместная каюта). Блок обеспечен всеми системами жизнеобеспечения, позволяющими проживать в суровых арктических условиях в период рейса. Модернизация исследовательского судна «Григорий Михеев» обеспечит снижение эксплуатационных расходов и увеличит срок его службы до 15 лет.
Постановление о выделении 437,8 млн рублей на модернизацию исследовательского судна «Григорий Михеев», работающего в акватории Северного морского пути, было подписано Председателем Правительства Михаилом Мишустиным в марте 2021 года.
Исследовательское судно предназначено для производства комплексных гидрографических исследований и обслуживания средств навигационного оборудования на акватории портов в Арктике и подходных каналов к портам; установки и обслуживания плавучих средств навигационного обеспечения (СНО) и береговых знаков; доставки на береговые объекты СНО и радиотехнических СНО, специалистов, необходимого снабжения и имущества, а также других мероприятий и работ для гидрографического обеспечения, безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути.
Николай Сургаев, фото автора