Дух настоящего полярного исследователя, полный решимости и романтизма, погубил многих великих людей, в начале двадцатого века ,большая часть полярных экспедиций заканчивалась трагически, Седов, Русанов , Толль, Брусилов –пропали без следа, но стали личностями поистине легендарными, и в наше время их энтузиазм и жажда открытий , побуждает вольных духом людей, организовывать экспедиции, полные трудностей и лишений. Сегодня мы расскажем вам о пропавшей экспедиции Георгия Львовича Брусилова.
Экспедиция Брусилова — экспедиция 1912—1914 годов, предпринятая Георгием Львовичем Брусиловым на паровой шхуне «Святая Анна» с целью впервые в истории пройти Северным морским путём под российским флагом.
Экспедиционное судно вышло из Санкт-Петербурга и обогнуло Скандинавский полуостров. Зайдя в Александровск-на-Мурмане, пополнив там запасы и окончательно сформировав экипаж, 10 сентября 1912 года «Святая Анна» проследовала в восточном направлении. 17 сентября 1912 года шхуна прошла Карские Ворота, однако уже через неделю была зажата льдами у западного побережья Ямала и начала дрейф в северном и северо-западном направлении. В апреле 1914 года после полутора лет дрейфа, когда шхуна находилась севернее архипелага Земля Франца-Иосифа, отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился в южном направлении. 9 человек из этого отряда по пути погибли или пропали без вести, лишь Альбанов и матрос Конрад были спасены экспедицией Георгия Седова, возвращавшейся на материк после зимовки на острове Гукера. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту «Святой Анны», после апреля 1914 года неизвестна.
Поскольку в крайней северо-западной части Карского моря до этого не плавало ни одного судна, материалы, собранные экипажем шхуны и доставленные на материк Альбановым, имели важное научное значение: они позволили систематизировать сведения о течениях и определить границы материковой отмели. На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода его группы было открыто Восточно-Шпицбергенское течение.
Полярные экспедиции Нансена, Пири, Амундсена и Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере морской офицер Георгий Львович Брусилов решил предпринять собственную арктическую экспедицию.
Для нужд экспедиции Брусилов за 20 тысяч рублей приобрёл в Великобритании паровую шхуну (трехмачтовую баркентину) «Бленкатра», остававшуюся, несмотря на 45-летний возраст, в хорошем состоянии. В. И. Альбанов позднее писал: «…так сохранилась, что ей трудно дать больше 20 лет, как бы усердно не искать изъянов в её шпангоутах, бимсах, кницах и обшивках».
Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой (жены его дяди, московского землевладельца Бориса Алексеевича Брусилова), выделившей 90 тысяч рублей. Под новым именем «Святая Анна» шхуна покинула Санкт-Петербург 10 августа 1912 года.
В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая судового врача, старшего помощника Н. С. Андреева, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания.
На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась плывшая на шхуне в качестве пассажира из Санкт-Петербурга в Александровск-на-Мурмане Ерминия Александровна Жданко, дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко. Окончив самаритянские курсы, она имела квалификацию сестры милосердия.
Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов, до этого имевший опыт лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и работы старшим помощником капитана на рейсовом пароходе в Баренцевом море.
В окончательно сформированном экипаже из 24 человек было всего 7 профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова. 10 сентября 1912 года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой.
17 сентября 1912 года шхуна прошла Югорский Шар, но уже через неделю оказалась зажата льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45′. В конце октября 1912 года под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном, вместо намеченного пути на восток судно стало продвигаться на север.
К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались и судну пришлось готовиться ко второй зимовке.
Неопределённость положения усиливала разногласия среди экипажа. В сентябре 1913 года произошёл конфликт между Брусиловым и Альбановым, в результате которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана.
К началу 1914 года шхуну вынесло севернее Земли Франца-Иосифа. Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод.
10 апреля 1914 года штурман Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с тринадцатью членами команды, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Поскольку первоначальный план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, то всё оборудование и снаряжение пешей группы — семь байдарок, закреплённых на санях и меховая одежда — было самодельным, изготовленным людьми без опыта полярных переходов в кустарных условиях на борту «Святой Анны». Питание состояло в основном из сухарей и не соответствовало уровню физической нагрузки.
На судне осталось десять членов экипажа. Через некоторое время матросы Пономарёв, Шабатура и Шахнин, которые ушли с Альбановым, сочли путь непосильным для себя и вернулись обратно на судно.
Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа, где, как он знал из книги Нансена, располагалась база арктических экспедиций Джексона, и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 морских миль (310 км).
3 мая матрос Баев ушел на разведку и не вернулся, поиски не дали результата.
Проводимые Альбановым по пути астрономические наблюдения и вычисление координат неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское течение.
29 июня члены экспедиции вышли на южный берег мыса Мэри Хармсуорт (остров Земля Александры), где увидели свободное ото льда море. На десять человек оставалось лишь две байдарки, и отряд вынужденно разделился на две партии, одна из которых пошла на байдарках, а другая — на лыжах вдоль берега. За время пути в береговой партии заболел и умер матрос Архиреев. Воссоединились обе группы на мысе Ниль (остров Земля Георга). Следующей точкой встречи был назначен мыс Гранта (остров Земля Георга). Пять человек на байдарках прибыли в условное место и ожидали береговую партию, но безуспешно.
Далее байдарки пошли к острову Белл и достигли его 5 июля. В пути заболел и умер матрос Нильсен. 7 июля обе байдарки направились к мысу Флора. Поднявшийся сильный северный ветер унёс в море байдарку с матросами Луняевым и Шпаковским, об их дальнейшей судьбе неизвестно. Второй байдарке удалось вернуться к острову Белл.
Наконец 9 июля байдарке Альбанова и матроса Александра Конрада удалось добраться до старой базы Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа). В результате сноса льдов Восточно-Шпицбергенским течением с момента оставления «Святой Анны» они прошли более четырёхсот километров за неполных три месяца.
15 июля Конрад в одиночку (Альбанов был к тому времени тяжело болен) отправился на мыс Гранта для поисков пропавшей береговой партии. Никаких следов ему обнаружить не удалось.
20 июля к мысу Флора подошла шхуна «Святой Фока» (экспедиции Седова) под командованием Н. М. Сахарова и спасла Альбанова и Конрада, единственных выживших в экспедиции.
К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции — Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова — считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.
В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда — осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.
Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Farman MF.11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров.
«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь во время зимовки 1914—1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр. Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева. Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.
Шхуна «Герта» под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшимся в то же время в Архангельск «Святым Фокой» с Альбановым и Конрадом, но записка Альбанова, оставленная им на базе Джексона на мысе Флора, была обнаружена Ислямовым.
С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2-го ранга Б. А. Вилькицкого. Восточная экспедиция также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолёт «Генри-Фарман» лётчика Д. Н. Александрова потерпел аварию в первом же пробном полёте в бухте Эмма (Провидения) на Чукотке и далее не использовался.
В течение двух лет поисков не удалось обнаружить следов «Святой Анны». В сентябре 1915 года все спасательные экспедиции вернулись в Архангельск, поиски были прекращены.
В 1919 году Альбанов пытался убедить Верховного правителя России адмирала А. В. Колчака — участника экспедиции Э. В. Толля — организовать новую поисковую экспедицию, но не преуспел в этом и вскоре сам погиб при не до конца выясненных обстоятельствах.
После ухода группы Альбанова и сокращения числа зимовщиков оставшиеся запасы продовольствия на судне оценивались как достаточные на срок до середины 1915 года. На основании опыта предыдущих зимовок вероятность быть раздавленной льдами оценивалась как минимальная. Исходя из данных о направлении и скорости движения льдов, шхуна должна была освободиться от ледяного плена в Гренландском море летом 1915 года.
О причинах исчезновения судна выдвигалось несколько гипотез, но ни одна из них не получила фактического подтверждения:
Судно погибло от случайного пожара.
Экипаж судна погиб от цинги либо от паразитарного заболевания трихинеллёза, причиной которого могло стать употребление в пищу мяса белых медведей и моржей, не прошедшего достаточную термическую обработку.
Судно освободилось ото льдов в разгар Первой мировой войны и на пути в порт было потоплено германскими субмаринами в ходе битвы за Атлантику.
Судно погибло после освобождения ото льдов в результате зимнего шторма в Северной Атлантике.
В 2010 году группой единомышленников ,под руководством Олега Продана, была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова.