Два года назад на возвышенности над заливом Булункан бухты Тикси, напротив въездного знака в городское поселение, торжественно был открыт памятный знак в честь военно-морского офицера, гидрографа, выдающегося исследователя Арктики Фёдора Андреевича Матисена (1872 – 1921 гг.). Он многое сделал для того, чтобы на побережье моря Лаптевых – в бухте Тикси – появились морской порт и городское поселение, связавшие центральную часть Якутии по трассам Северного морского пути с западными и восточными регионами страны.
Церемония открытия памятного знака была организована экипажем заходившей в августе 2022 года в Тикси (по пути на остров Беннетта) яхты «Апостол Андрей», администрациями Булунского района и городского поселения, управлением культуры района, этнокультурным центром «Айхал».
О необходимости и возможности строительства морского порта в бухте Тикси говорили в начале прошлого века участники экспедиций, исследовавших побережье и острова моря Лаптевых, а также руководство гидрографических учреждений России. Например, если в устье Енисея с Карского моря осуществлялись проводки караванов коммерческих судов из Европы со второй половины 19 –го века, то широкомасштабных гидрографических исследований проток дельты Лены и бухты Тикси не проводилось до 2012 года.
В 1912 году Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (учреждение при Главном гидрографическом управлении в правительстве Российской Империи) поручила морскому офицеру, подполковнику Александру Ивановичу Неелову гидрографическое обследование устья Лены и её проток, выходящих в залив моря Лаптевых, изыскание удобного фарватера для выхода из проток в море.
Так появились первые, хотя далеко не полные, навигационно-гидрографические сведения о входе (фарватере) с моря Лаптевых в Лену, а также гидрографические исследования бухты Тикси. В отчёте экспедиции Неелова отмечалось, что Быковская протока дельты Лены имеет лучшие условия для мореплавания, так как вблизи неё находится бухта Тикси, где суда могут спокойно отстояться, ожидая подходящую погоду. В 1920 году большая акватория в устье главной судоходной протоки Лены (Быковской) была названа заливом Неелова.
До экспедиции А.И. Неелова предварительные гидрографические исследования бухты Тикси провёл в 1903 г. Ф.А. Матисен, который в 1900-1902 гг. в звании лейтенанта флота участвовал в Полярной экспедиции выдающегося исследователя Арктики Э.В. Толля на яхте «Заря». Сначала он был в должности командира – капитана яхты, а после гибели Э.В. Толля в 1902 году на Новосибирских островах возглавил экспедицию.
Матисену было поручено передать «Зарю», вошедшую на стоянку в бухту Тикси, торговой фирме А. И. Громовой в благодарность за оказанные услуги в спасении её экипажа. Фёдор Андреевич до отправки экипажа «Зари» в Якутск на пароходе «Лена» занялся съемкой и промером глубин бухты Тикси и составлением промерной карты входа в нее. Он составил подробную карту бухты Тикси и Быковского полуострова, измерил высоту окружающих бухту Тикси горных вершин, отметил наличие в долине реки Сого признаков угольного месторождения. Были сделаны выводы о возможности строительства здесь крупного порта для захода судов с западной части страны и Дальнего Востока.
Затем в 1919 и 1920 – 1921 гг. под руководством Ф.А. Матисена гидрографические экспедиции успешно выполнили работы по дальнейшему описанию бухты Тикси и её окрестностей, проток дельты Лены. Были проведены промерные работы судоходного фарватера от устья Лены до выхода в море Лаптевых у Быкова Мыса, исследования которого проводила ещё экспедиция А.И. Неелова. Бухта Тикси была признана пригодной для захода в нее морских судов. В 1921 году на Сого был обнаружен бурый уголь.
Своими работами экспедиция под руководством Матисена дал жизнь порту Тикси, являющемуся ныне морскими воротами Якутии и важнейшей базой действующего Северного морского пути России.
Ближайшими помощниками Ф.А. Матисена по Усть – Ленской экспедиции 1920 – 1921 гг. были Н.И. Евгенов, бывшие морские офицеры В.Н. Колычев, П. К. Хмызников, Ю. Д. Чирихин, Н. П. Исполатов, техники Л. Г. Степаненко, А. А. Малиновский, А. Е. Зуев, М. М. Тарабыкин.
Из рядового состава экспедиции в Иркутске, по пути следования в Якутск, были приняты боцманы Б. П. Анкудинов и А. М. Наумов, рабочие Н. Д. Стовер и С. П. Душанов, а также исполнявший обязанности рабочего художник Н. А. Андреев. Все они запечатлены на фотографии из семейного архива Евгеновых.
На географической карте окрестностей Тикси есть имя Виктора Никитовича Колычева, морского офицера, политкомиссара, то есть, заместителя руководителя Усть-Ленской экспедиции Ф.А. Матисена по политической части. Имя этому перешейку дал Матисен.
Помимо отчётов и дневников Ф.А. Матисена об Усть – Ленской экспедиции 1920 – 1921 гг., был сделан в январе 1921 года доклад В.Н. Колычева о Первой Советской арктической экспедиции, хранящийся в настоящее время в Центральном государственном архиве Красной Армии СССР.
В интернет – издании «Полярная Почта» размещены публикации «Трудов Института истории естествознания и техники» (т. 37, вып. 2) 1961 года, в которых авторы Л.А. Гольденберг и С.П. Носов опубликовали доклад В. Н. Колычева о Первой Советской арктической экспедиции, сделанный 23 января 1921 года.
Исследователям, изучавшим биографию Колычева, стало известно его имя и отчество, а также место предыдущей работы благодаря дневнику Ф.А. Матисена.
В 1920 году Главное управление водным транспортом Советской России организовало научные обследования района дельты Лены, направленные па освоение природных ресурсов и связанные с развитием Северного морского пути. Комплексной задачей экспедиции, выехавшей из Иркутска 20 мая 1920 г., явилось гидрографическое обследование и съемка в дельте Лены и бухте Тикси, геологическое обследование районов месторождений угля по Нижней Лене и рекогносцировка возможного его местонахождения в районе бухты Тикси (р. Сого).
В связи с предполагаемой организацией регулярного сообщения и товарообмена Восточной Сибири с портами Тихого океана Северным морским путем на экспедицию также была возложена задача исследования фарватера Быковская протока — бухта Тикси как кратчайшего и наиболее судоходного пути к морю..
Важнейшим научным результатом работ экспедиции было уточнение на гидрологических картах фарватера Быковской протоки, глубин бухты Тикси и открытие месторождения угля бассейна р. Сого, открытие, промышленное значение которого было определено лишь в годы Великой Отечественной войны.
Доклад об Усть – Ленской экспедиции 1920 1921 гг., составленный её политическим комиссаром, военным моряком В.Н. Колычевым, не является научным отчетом. В нём в доходчивой форме раскрываются цели и задачи экспедиции, последовательно освещается ее ход и достигнутые результаты. Этот доклад стал ярким свидетельством высокой ответственности участников одной из первых советских научных экспедиций в Арктике.
Николай Сургаев