Неарктический интерес к арктическому СМП. Теперь и Индия. Как это связано с портом «Найба», Северным завозом, Китаем и ВОЛС

Севморпуть обладает значительным потенциалом для международных грузоперевозок, при этом основными партнерами России на арктическом маршруте является Китай. Пекин ожидает, что углубление взаимодействия по СМП будет способствовать росту как региональной, так и глобальной экономики. Планируемый морской порт «Найба» также может быть задействован в развитии всего каркаса грузоперевозок и энергетики в Восточной Арктике. СМП является важным звеном не только в будущих процессах международной торговле, но и возможностью решения качественного Северного завоза всего необходимого, прежде всего для жителей российской Арктики.

Так, недавно в поселке Найба Булунского района Якутии побывал Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики —  Гаджимагомед Гусейнов. Спустя несколько дней он представил информацию в своем телеграм канале «Наш Министр доложил Президенту о проводимой работе Министерства по Северному завозу.  Я был недавно в посёлках Тикси и Найба, которые расположены на берегу Северного ледовитого океана. Был свидетелем того, насколько важна для наших северян та работа, которую мы делаем для своевременного завоза грузов жизнеобеспечения» (О совещании Президента России Владимир Путина и Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А.О. Чекункова — прим. ред.)

Планируемый морской порт «Найба» также может быть задействован в развитии всего каркаса грузоперевозок и энергетики в Восточной Арктике. Именно через планируемый порт, прогнозируется доставка компонентов для строительства атомной станции для разработки Кючюсского месторождения. Планирование и размещение объектов, требующих колоссальные объемы финансовых средств и усилий сотен организаций, тысяч специалистов, требуют глубокой синхронизации и взгляда в будущее. Взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти, официальные визиты и осмотры мест для будущих проектов начинают сводится к нескольким неделям, а то и дням. Решения принимаются всё быстрее, и это вселяет в людей большую надежду на качественное настоящее и будущее, особенно в Восточной Арктике.

Внешняя торговля Китая на 95% зависит от морских перевозок. Если маршрут через Арктику станет доступным круглый год и получит необходимую коммерческую инфраструктуру, Китай сможет не только увеличить объемы торговли с Россией, но и изменить маршруты транзита в Европу через СМП. Для этого нужна качественная инфраструктура, спутниковая и оптоволоконная связь, военная безопасность и аварийные береговые службы на всем протяжении маршрута. Это безопасность экипажей морских судов и дорогостоящих грузов.

Индия в свое время, видит успехи Китая, и не хочет терять потенциал прироста своих доходов на логистике через экономию сроков доставки и доступу крупных логистических хабов. Их Россия также активно создает как на своей территории, так в государствах партнерах. Инвесторы также разворачиваются на Дальний Восток и Арктику, на СМП. Так как прогнозировать ситуацию в связи с обострением на Ближнем Востоке и всей вытекающей логистической цепочкой, через которую проходит от 70% до 80% мировой торговли на данный момент никто не может.

Индия в сложившихся геополитических условиях также рассматривает СМП как альтернативу Суэцкому каналу. На Восточном экономическом форуме официальный представитель Дели отметил, что в среднесрочной перспективе в Арктику могут быть направлены транзитные грузы общей массой около 5 миллионов тонн в год. Примечательно, что создание альтернативного маршрута для грузоперевозок через СМП стало центральной темой переговоров министра Минвостокразвития Алексея Чекункова с министром портов, судоходства и водных путей Индии Сарбанандой Соновалом в прошлом году. Индийские инвесторы также продолжают проявлять интерес к проектам по добыче нефти в этом регионе. Поддержка этих инициатив оказывается «Росатомом» как оператором инфраструктуры Северного морского пути. Генеральный директор корпорации Алексей Лихачев на ВЭФ-2024 подчеркнул, что работа по превращению СМП в глобальный логистический маршрут будет продолжена всеми возможными способами. 11 октября этого года, КРДВ и Индийская палата международного бизнеса договорились о сотрудничестве при реализации инвестпроектов и взаимодействии в привлечении инвесторов, уже подписав соглашение об углублении сотрудничества.

Документ подписали заместитель генерального директора по сопровождению инвестиционных проектов КРДВ Сергей Скалий и президент Индийской палаты международного бизнеса господин Манприт Сингх в присутствии Генерального консула Индии во Владивостоке господина Сиддарта Гоурава.

Китай же в свою очередь всё глубже тестирует этот ресурс для себя не на словах, а на практике. Это задает тон и скорость для других крупных игроков: от государств и логистических корпораций, до непосредственно производителей товаров, которым надо организовывать сбыт.  В конце сентября китайский контейнеровоз Flying Fish 1 прибыл в порт Циндао. Это гигантское судно провезло по СМП почти пять тысяч контейнеров на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал.

А совместное военное патрулирование морских вод в Арктике указывает не только на экономические процессы, но и на военную защиту сторонами своего «эксклюзивного ресурса».  Активизация Китая в экономике и в военном сотрудничестве на данный момент выгодна России.  В конце сентября РФ и КНР провели совместные учения береговых охран «Тихоокеанский патруль — 2024». При этом китайские корабли патрулировали в водах Северного Ледовитого океана впервые в истории.

Конечно, в больших и долгосрочных процессах, насколько партнер считает ресурс «своим» и насколько это «своё» далеко заходит, в истории были и плачевные примеры «партнерств».  Остается надеется, что партнерство с Китаем в экономической,  военное-экономической и международной сфере действительно взаимовыгодно обеим сторонам и осуществляется на долгосрочных договоренностях, которые не будут нарушены партнером в будущем.