История хранит имена многих исследователей и первооткрывателей, но имя Руаля Амундсена в их рядах занимает особое место, многие считают его величайшим исследователем всех времен, Наполеон полярных стран, Король полюсов, Великий Норвежец- вот лишь некоторые из его титулов. Сегодня мы расскажем вам историю о человеке с большой буквы, но для начала начнем с регалий: Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Кроме того, воздушная трансарктическая экспедиция 1926 года под руководством Руаля Амундсена является первой из заявивших о достижении Северного полюса, чей результат никем не ставится под сомнение. Первый путешественник, совершивший морской переход Северо-Западным проходом; позднее организовал и возглавил вторую в истории успешную экспедицию Северо-Восточным морским путём (вдоль берегов Сибири), — став, таким образом, первым человеком, замкнувшим кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Один из пионеров применения авиации и воздухоплавательных средств — гидросамолётов и дирижаблей — в арктических путешествиях.
Руаль, родился 16 июля 1872 года в Борге, недалеко от Осло, в семье владельца судоверфи. У Руаля было 4 старших брата. Братьев Амундсен с раннего возраста приучали к спорту: во дворе усадьбы были сооружены гимнастические брусья, все четверо стали неплохими гимнастами. На лыжи Руаля Амундсена поставили, как только он научился ходить. В школе Амундсен был стабильно худшим учеником, но выделялся упрямством и обострённым чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником. Амундсену пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну, и в июле 1890 года он с большим трудом получил аттестат зрелости. В детстве увлекся историей полярных исследований, в том числе пропавшей без вести экспедиции Джона Франклина (британский контр-адмирал, в 1845-1847 гг. пытался отыскать Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий).
Начиная с 15—16-летнего возраста Амундсен ввёл для себя спартанский режим жизни: строгая диета, физические упражнения, сон на открытом воздухе даже зимой, регулярные лыжные походы в период с ноября по апрель. По собственным словам, Амундсен никогда не любил футбол, но регулярно играл в эту игру, «чтобы тренировать своё тело и приучить его к выносливости». В 1890 г. по настоянию матери Амундсен поступил на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но после ее смерти оставил учебу. С 1894 г. ходил в качестве матроса и штурмана на различных судах. В 1892 году Амундсен прошёл военно-медицинскую комиссию, в заключении которой было написано: «Рост — 180 см, объём грудной клетки на выдохе — 87 см, на вдохе — 98 см». Кто-то из видевших Амундсена в тот период назвал его «последним викингом». 3 января 1896 года Руаль и его брат Леон, имитируя арктический поход, решили пересечь Хардангерское плоскогорье с востока на запад, но заблудились и ходили по нему кругами. На четвёртый день закончились запасы провизии. В «Автобиографии» этот эпизод описан как самое опасное происшествие, с которым он сталкивался в жизни: на ночёвке Руаля занесло снегом, а от усталости свело судорогой мышцы. Брат Леон сумел откопать его и вытащить на воздух.
В 1897-1899 гг. принял участие в бельгийской антарктической экспедиции Адриена де Жерлаша на судне «Бельжика», сначала как штурман, затем – старший помощник. Экспедиция ставила перед собой цель достичь Южного магнитного полюса, но едва не закончилась трагедией из-за непредвиденной зимовки во льдах. Во время длительного дрейфа и болезни капитана Амундсен фактически взял командование на себя. Под его руководством команда занялась добычей морских животных, чтобы обеспечить себя пищей и теплой одеждой. В экспедиции Амундсен приобрел необходимый опыт и все дальнейшие путешествия уже организовывал сам.
В 1901 г. Амундсен купил подержанную промысловую яхту «Йоа», на которой отправился в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было определение актуальных на тот момент координат северного магнитного полюса (они со временем меняются). Кроме того, Амундсен хотел завершить начинание Франклина и покорить Северо-Западный проход. Отбыв из Норвегии 17 июня 1903 г., в сентябре яхта встала на зимовку у острова Кинг-Уильям (Канадский Арктический архипелаг), где команда провела два года, занимаясь научными наблюдениями. Оттуда Амундсен совершил несколько санных походов к северному магнитному полюсу, определив его точное положение. В августе 1905 г. «Йоа» продолжила путь и спустя три месяца вышла в Тихий океан, где осталась на третью зимовку. Северо-Западный путь был пройден.
Следующей целью Амундсена было добраться до Северного полюса, повторив предпринятую в 1893-1896 гг. его соотечественником Фритьофом Нансеном попытку достичь его с помощью полярных течений, специально вморозив судно в дрейфующие льды. Для этого предполагалось использовать знаменитый корабль Нансена «Фрам», специально сконструированный для сложных полярных условий и уже побывавший в двух арктических экспедициях. Но после появления сведений о путешествии Роберта Пири (США), утверждавшего, что он уже достиг полюса в апреле 1909 г., Амундсен изменил планы.
Экспедиции как к Северному, так и к Южному полюсу в это время готовили сразу нескольких стран, поэтому Амундсен держал свои намерения в тайне. О том, что его цель изменилась с Арктики на Антарктику, стало известно уже после того, как «Фрам» покинул Европу. А основной соперник Амундсена британец Роберт Скотт получил соответствующую телеграмму только перед собственным отправлением из Новой Зеландии.
Полярную ночь (с апреля по август) 1911 г. экспедиции как Амундсена, так и Скотта провели в Антарктиде. Опыт, тщательное планирование (в частности, предварительная организация продовольственных складов на первом участке пути к полюсу и обратно), более удачный выбор места зимовки и средства передвижения (Амундсен использовал гренландских собак, в то время как Скотт – маньчжурских пони) позволили экспедиции Амундсена раньше выйти с зимовки и опередить Скотта в движении к полюсу почти на месяц.
14 декабря 1911 г. Амундсен и четверо его спутников достигли Южного полюса, преодолев свыше 800 км по шельфовому леднику Росса. Проведя тщательное вычисление координат, они оставили там шелковую палатку с норвежским флагом, вымпелом «Фрама» и двумя письмами Роберту Скотту и королю Норвегии. В письме Скотту Амундсен писал: «Дорогой капитан Скотт,поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения.
Искренне Ваш, Руаль Амундсен.
Скотт добрался до полюса только 18 января 1912 г., на обратном пути он и все его спутники погибли.
Путешествие к полюсу сделало Амундсена национальным героем и позволило заработать на публичных выступлениях, лекциях и продаже прав на публикацию своих воспоминаний и материалов экспедиции. Вложив деньги в традиционный для его семьи фрахтовый бизнес, Амундсен занялся строительством нового полярного корабля. Его конструкция была основана на чертежах уже пришедшего в ветхость «Фрама», но учитывала опыт предшествующих экспедиций. С разрешения норвежской королевской семьи судно было названо в честь супруги короля Хокона VII — Мод. На шхуне «Мод» Амундсен хотел повторить дрейф Нансена через Северный Ледовитый океан и все-таки достичь Северного полюса, предварительно пройдя Северо-Восточным проходом (ныне – Северный морской путь) вдоль берегов Евразии. Экспедиция вышла из Норвегии летом 1918 г. и в 1920 г. достигла Берингова пролива. Однако неблагоприятные ледовые условия не позволили ей продвинуться к полюсу. В 1921 г. Амундсен разочаровался в своей затее и вернулся в Европу.
Следующей идеей Амундсена стало покорение Северного полюса по воздуху. Быстро развивавшейся авиацией он заинтересовался еще в 1909 г., но технические возможности того времени делали ее использование в условиях Арктики невозможным. К 1920-м гг. ситуация изменилась, и в мае 1925 г. члены организованной Амундсеном экспедиции попытались достичь полюса на двух самолетах. Они добралась до 87 градуса 43 минуты северной широты, но один из самолетов потерпел крушение, а на втором обе команды с большим трудом вернулись обратно.
Новая попытка была предпринята в мае 1926 г. на полужестком дирижабле «Норвегия», созданном итальянским конструктором Умберто Нобиле и с итальянским же экипажем. Экспедиция, которую возглавляли Амундсен, Нобиле и выступивший спонсором американский промышленник и исследователь Линкольн Элсуорт совершила беспосадочный перелет по маршруту Шпицберген – Северный полюс – Аляска. Полет занял 71 час, непосредственно над полюсом были сброшены норвежский, американский и итальянский флаги.
Руаль Амундсен пропал без вести 18 июня 1928 г., вылетев на гидросамолете с пятью членами экипажа на поиски экспедиции Умберто Нобиле, чей дирижабль «Италия» потерпел крушение в Северном Ледовитом океане. Спустя 2 часа 45 минут после взлета самолет в последний раз вышел на связь. Впоследствии в Баренцевом море были обнаружены его обломки. Умберто Нобиле и его спутники были найдены через пять дней шведским летчиком Эйнаром Лундборгом и спасены 12 июля советским ледоколом «Красин».
Амундсен никогда не был женат и не имел детей. В ходе путешествия 1918-1921 г. на «Мод» он удочерил двух чукотских девочек, которых затем отправил учиться в Норвегию.
Руаль Амундсен имел государственные и общественные награды многих стран мира. Его именем названы море, гора и ледник в Антарктике, американская антарктическая научная станция Амундсен – Скотт, залив и котловина в Северном Ледовитом океане, кратер у Южного полюса Луны и астероид.
Гуков С.А.