Актуальные вопросы транспортной доступности отдалённого села Таймылыр 

Жителями Таймылыра к отчётам правительства о работе за предыдущий год регулярно ставится постановочный вопрос о компенсации  транспортных расходов из бюджета республики на доставку стройматериалов для возведения домов по различным программам.

Село является труднодоступным в Булунском районе, расстояние от Тикси до Таймылыра составляет 320 километров. В настоящее время этот маршрут не обслуживается спецтехникой в зимний период.

Глава администрации Таймылыра А.Г. Захаров. Фото Ульяны Балановой. 

По информации главы администрации села Александра Захарова, зимой для доставки грузов в Таймылыр из Якутска существует два направления: из Тикси и Анабарского района. Но эти направления по маршруту Тикси – Таймылыр и от села до административной границы с Анабарским районом фактически не являются автозимниками, так как не обслуживаются спецтехникой.

Водителям из села в пути приходится пробивать дорогу своими автомобилями. В метельные дни её необходимо укатывать машинами каждый раз заново. Для водителей предпочтительным является путь от села до Анабарского района, в связи с тем, что по дороге в Тикси движение автотранспорта значительно затрудняет перевал. Но если бы направление Таймылыр – Тикси обслуживалось спецтехникой, то для доставки грузов из Якутска этот путь был более удобным.

В 2018 – 2019 гг. при разработке и обсуждении проекта муниципальной программы «Развитие транспортной системы Булунского района на 2019 – 2024 годы», а также Стратегии развития Булунского района до 2035 г. отмечалось, что в зимний период по маршруту Тикси – Таймылыр, протяжённостью 320 километров, критичными являются три участка общей протяжённостью 134 километров. Для содержания этих участков необходимо регулярно направлять спецтехнику и закладывать в бюджет района финсредства.

В то время предполагалось, что если будет принято решение на уровне республики по организации автозимника по льду реки Лены через Ленскую протоку из Кюсюра в Тикси, то он захватит часть автозимника до села Таймылыр. Тогда с учётом содержания из средств Дорожного фонда района участка Ыстааннах-Хочо – Таймылыр дополнительное финансирование потребуется для регулярного обустройства только 55 километров пути.

Районные автозимники по маршруту Тикси – Найба – Намы. Фото Анатолия Иванова и Ульяны Балановой.

Руководством администрации района с 2018 года регулярно направлялись в правительство республики предложения по созданию сезонной транспортной сети автозимников по маршрутам Якутск – Сиктях – Кюсюр – Тикси – Быков Мыс – Сокол – Самойловский – Ыстааннах-Хочо – Таймылыр и Тикси – Найба – Намы. В случае реализации этих предложений возможно было бы удешевить транспортные расходы по доставке грузов.

Во время обсуждения проекта Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны РС (Я) до 2035 г., руководством администрации района в Министерство финансов направлялось, в том числе, предложение рассмотреть возможность дотирования автомобильных перевозок по формуле: Дотация = количество пассажиров и объёмы грузов х на 1 км. Это могло бы способствовать, развитию малого предпринимательства по оказанию транспортных услуг, созданию дополнительных рабочих мест в Булунском районе.

Эти предложения Булунского района, направляемые в правительство в 2018 – 2019 гг., являются актуальными и на сегодняшний день.

Николай Сургаев

На главном фото: Село Таймылыр. Фото предоставлено администрацией села.

Читайте дальше