Авиационная отрасль России может гордиться своими достижениями, и её профессионалы имеют свой особый праздник — День работника гражданской авиации. Этот день официально был учрежден указом президента России в 2013 году, хотя праздновался и ранее. Дата выбрана не случайно: 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял ключевые постановления, которые заложили основу развития гражданской авиации в нашей стране.
История создания гражданской авиации в России
Бурное развитие авиации в России началось в начале XX века. Изначально авиастроение развивалось в основном для военных нужд, но уже в 1910-х годах стали появляться первые инициативы по использованию самолетов для перевозки пассажиров и грузов.
10 декабря 1913 года в небо над Санкт-Петербургом поднялся первенец гражданской авиации России — четырехмоторный биплан «Гранд», созданный знаменитым конструктором Игорем Сикорским. Это было поистине революционное для своего времени воздушное судно, оснащенное закрытой пассажирской кабиной с системами обогрева и освещения, рестораном, комнатами для сна, ванной и туалетом.
Впоследствии «Гранд» прошел серию испытаний. 12 февраля 1914 года самолет, на борту которого находилось 16 пассажиров и собака, совершил несколько кругов над Санкт-Петербургом. А 16 июня того же года это судно выполнило свой первый дальний рейс. Результаты испытаний подтвердили перспективы многомоторных самолетов и стали важным толчком для развития гражданской авиации. Этот перелет ознаменовал начало новой эры пассажирских авиаперевозок, а идеи, воплощенные в конструкции «Гранда», нашли свое продолжение в классическом «Илье Муромце» — первом в мире серийном пассажирском самолете. Россия стала пионером в создании крупногабаритных воздушных судов, способных перевозить несколько человек одновременно.
После Октябрьской революции в СССР началась активная работа по развитию воздушного транспорта. Первой советской пассажирской авиакомпанией стало Акционерное Общество воздушных сообщений «Дерулюфт», основанное в 1921 году для организации перевозок на маршруте Кенигсберг – Москва на грузопассажирских самолетах Fokker F III РР1. Линия первоначально была почтовой, но уже 10 мая из Москвы в Кенигсберг отправились Сергей Есенин и Айседора Дункан. Первые два года самолеты перевозили только чиновников, дипломатов и VIP-персон. С 1924 года начались перевозки всех желающих, а с 1926 года — одни из первых в мире — начались ночные полеты.
9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление, которое стало отправной точкой в развитии отечественной гражданской авиации. В июне того же года была открыта первая регулярная гражданская авиалиния, связывающая Москву и Нижний Новгород. Полеты выполнялись на немецких самолетах Junkers F 13, и в последующие годы сеть авиамаршрутов быстро росла, охватывая новые регионы СССР.
В 1932 году все воздушные перевозки страны были объединены под управлением «Аэрофлота», который стал крупнейшей авиакомпанией мира. В этот период активно разрабатывались и запускались в эксплуатацию отечественные самолеты. К концу 1930-х годов советская гражданская авиация выполняла регулярные рейсы внутри страны и начала осваивать международные маршруты.
В годы Великой Отечественной войны гражданские самолеты использовались для военных целей: эвакуации, транспортировки грузов и раненых. В 1950-е годы началась эра реактивной авиации. В 1956 году СССР первым в мире представил пассажирский реактивный самолет Ту-104, что стало значительным прорывом в авиационной отрасли.
Во второй половине XX века гражданская авиация СССР переживала период расцвета. Было разработано множество новых самолетов, включая легендарные Ил-62, Ту-134, Ту-154 и Ил-86. После распада СССР в 1991 году государство перестало быть монополистом авиаперевозок, и отрасль пережила сложный период реформ. С начала 2000-х годов появились новые авиаперевозчики, активно развивались аэропорты. В 2010-х годах в эксплуатацию поступили современные российские самолеты, такие как Сухой Superjet 100.
Сегодня гражданская авиация России занимает ведущие позиции в мире по объему перевозок, количеству рейсов и развитости авиационной инфраструктуры.
Традиции празднования Дня работника гражданской авиации
9 февраля на предприятиях гражданской авиации проводятся торжественные мероприятия. Министерство транспорта РФ, Росавиация и авиакомпании поздравляют сотрудников, отмечая их заслуги и вклад в развитие отрасли. Проводятся награждения лучших работников, вручаются почетные грамоты и благодарности.
В этот день проходят конференции и круглые столы, на которых представители отрасли обсуждают актуальные вопросы развития авиации, безопасности полетов, а также перспективы авиаперевозок. В крупных городах для молодежи проводятся встречи с ветеранами авиации, экскурсии в авиашколы.
Также в авиационных музеях организуют тематические выставки, где можно познакомиться с историей развития отрасли, увидеть фотографии самолетов прошлых лет и сравнить их с современными технологиями.
«Уважаемые работники гражданской авиации! Ваш труд — залог безопасных перелетов, надежности воздушного сообщения и комфорта пассажиров. Пусть каждый рейс будет успешным, небо — ясным, а в жизни всегда сопутствуют удача, здоровье и благополучие. С праздником!»