Мы живем в веке информации и новых технологий. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания заниматься подвижными играми и совершать прогулки на свежем воздухе. А ведь регулярная и умеренная физическая активность крайне важна для любого организма. Не зря говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической активности, малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать выносливым и ловким.
Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка неоценима. Подвижные игры научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику и помогут в освоении новых возможностей своего тела. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Подвижные игры – это не только лишь развлечение. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, подвижные игры помогают раскрепоститься, преодолеть застенчивость, стать организованным и дисциплинированным, получить новые знания об окружающем мире и закрепить уже знакомую информацию.
Проведение подвижных игр на свежем воздухе вдвойне полезно. Легкие хорошо насыщаются кислородом, укрепляется нервная система, что способствует улучшению качества сна, повышению аппетита, снижению утомляемости и раздражительности.
Подвижные игры – отличное средство для приобщения ребенка к здоровому образу жизни. С их помощью можно научить малыша важным умениям и навыкам. Использовать подвижные игры в воспитательных целях могут не только педагоги, но и сами родители. Регулярная физическая активность способна укрепить здоровье малыша.
Задача родителей — вызвать у ребенка неподдельный интерес к подвижным играм, а также научить его играть самостоятельно, соблюдая все необходимые правила.
Цель подвижных игр – не только помочь детям весело провести свой досуг, но и научить таким важным вещам, как взаимодействие в команде, взаимопомощь, ловкость, выносливость, смелость, упорство.
Также использование подвижных игр служит отличным способом для корректировки индивидуальных особенностей детей. С их помощью стеснительного и робкого малыша можно научить быть общительным и коммуникативным, гиперактивного – дисциплинированным и собранным. Важно, чтобы каждый ребенок в игре побывал как в главной роли, так и во второстепенной. Для активных детей хорошо подойдут игры, требующие сосредоточенности и выполнения четких действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивным малышам лучше сначала предложить освоиться в несложных играх, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные игры.
Итак, какую же пользу получает малыш, регулярно практикуя такое времяпровождение? Самое главное – дети испытывают неподдельное удовольствие от подвижных игр, эмоциональный подъем и искреннюю радость. Подвижные игры отлично подходят для снятия психологической напряженности. Малыш, играя, расслабляется, абстрагируется, «выбрасывает пар», учится контролировать свои эмоции. Победы и поражения в игровых занятиях помогают освоить жизненные реалии с самого детства. В игровой форме лучше всего происходит процесс воспитания и обучения, ведь ребенок на таких занятиях максимально расслаблен. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Играя в команде, ребенок учится взаимодействовать с другими участниками, что развивает его коммуникативные навыки и помогает наладить общение со сверстниками, находить компромиссы. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость.
Также подвижные игры способствуют и развитию интеллекта. Многие игры предполагают не только участие в физическом воспитании детей, но и требуют усиленной умственной работы, быстрого принятия решения. Игры помогают преодолеть многие личные психологические барьеры: стеснительность, замкнутость, неуверенность. Для того, чтобы почувствовать веру в свои силы бывает достаточно одной лишь победы. Такие игры стимулируют стать лучше, помогают проявить свои скрытые возможности. Ведь многие подвижные игры носят соревновательный характер, где каждый участник стремится быть лучше остальных. Посредством подвижных игр ребенок практикуется в выражении различного спектра эмоций. Ребенок радуется своей победе, сопереживает проигравшим участникам, поддерживает и защищает слабых. Все это требует нелегкой внутренней работы над самим собой.
Таким образом, в педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Воспитатель В КК Абдуллова Г.Х.