Открытие персональной выставки «Үс» Романа Маркова состоялось 18 ноября в SMART-библиотеке г. Якутска.
Роман Марков – уроженец п. Тикси Булунского района, живет в г. Якутске. Родился в семье учителей: мама – Людмила Дмитриевна – работала долгое время в Хара-Улахской школе учителем русского языка и литературы, отец – Константин Константинович – учителем ИЗО, черчения и труда.
Роман окончил Якутское художественное училище. Прошёл путь от иллюстратора газет и журналов, художника комиксов «Якутск. Параллельный», до работ в фильмах «Тыгын Дархан» и «Мымах. Кремень государственности». После окончания съёмок художник увлёкся архаичной эпохой Якутии, поэтому решил писать картины, которые показывают культуру и истинный уклад тех времён.
Название выставки «Үс»с якутского переводится как «Три», и выбрано оно неспроста. Как объясняет сам художник, это презентация трёх основных картин – «Лесной триптих».
О том, кому посвящена выставка, об идее создания “Лесного триптиха» корреспонденту «Маяка Арктики» рассказал Роман Марков.
— Выставка посвящена моему отцу – Константину Константиновичу Маркову — человеку, вдохновившему меня встать на путь художника.
«Лесной триптих»
Идея этого повествованию родилась в 2021 году в огне лесных пожаров. Якутск задыхался в густом дыму, и не было конца этому ужасу. Пребывая в сомнениях и сопротивлении внутренних страхов, всё же влился к общей волне – сбору средств и набору волонтёров в добровольческие дружины. Нарисовал плакат и опубликовал объявление у себя на страницах в соцсетях о том, что требуются люди на тушение пожаров, и что сам тоже решился поехать. Таким образом, списавшись со знакомыми, мы отправились втроём в один из многочисленных очагов возгорания вокруг столицы республики…
Так появился первый слой картины «Лесной бог».
Сразу же после возвращения домой, начал думать о новом образе. Тогда ещё не понимал, что из этого получится целый триптих. То была лишь попытка изобразить по памяти видение, которое узрел в полудреме во время короткой передышки между патрулированием вверенного нашей немногочисленной дружине лесного участка. Голова разболелась, и вместе с болью разыгралось воображение, пытался уснуть, лежал с закрытыми глазами: густой лес и средь ветвей деревьев появилось светящееся ядро, которое превратилось в нечто похожее на глаз. Из этого яркого ока вокруг вырос тёмный силуэт головы и сетевидные переплетения, похожие на лосиные рога, тянущиеся в разные стороны, а внизу образовались шея и человеческое туловище, закончившись телом парнокопытного животного. В целом, запомнил, как существо, похожее на помесь циклопа и кентавра с четырьмя или шестью диковинными рогами, — демон ли это или истинный вид духа природы?
Всего трое суток в густом дыму мы держали оборону вокруг выкопанных траншей в попытках не выпускать замкнутый в кольцо огонь. Но за эти мгновения будто прожил целую вечность. С тех пор по-другому начал относиться к окружающей нас природе. Задумался о языческих богах, о предках и традициях, о древних народностях, населявших эти земли, кто навсегда растворился в новых культурах, но чья кровь до сих пор течёт в наших жилах.
Так были написаны первые слои второй картины «Шествие духов».
Пребывая в думах о лесе, вспомнил, как годом ранее после пандемии изголодавшись по общению, записался на летний поход-лекцию с историком. Мы шли по сопкам в окрестностях Якутска, и он рассказал интересную заметку: «До тюркского компонента народа саха духом природы, вероятнее, был не седобородый старик, а являл собой образ женщины, родившейся в матриархате автохтонных народов». Мне показалось, что это очень занятно. До всем известного «Байаная», мог быть образ женского божества природы. Также вспомнил, как когда-то делал иллюстрации к проекту «Сказки народов Севера», фольклор, где некий дух бегал по лесам верхом на шестиногом лосе. Поставив перед собой холст, начал писать плоды этих умозаключений, где языческая богиня верхом на огромном существе с человеческим лицом мчится через густой лес. Первозданная нагая страсть, как неудержимый верховой пожар, сметающий всё на своём пути.
Так начали рождаться мазки третьего полотна «Зов природы».
В то время, после полного коронавирусного локдауна, с заработком в свободном плавании было туговато. И я был вынужден устроиться по объявлению дизайнером в компанию по изготовлению якутской посуды: делал макеты деколей узоров. Освоившись на новом месте, в попытках исправить недочёты старых орнаментов, задумался об идеальном стыке деталей макетов. Что если использовать в этом деле «золотое сечение»? Пресловутая «спираль Фибоначчи», начал досконально изучать тему. Попробовал использовать этот метод на работе в изготовлении векторных изображений. Воистину божественное сочетание! Поражённый идеальной точностью математического решения, вознамерился использовать это и в собственном творчестве, в живописи. Рассчитав соотношение сторон, и подогнав числа к имеющимся сантиметрам, начертил спираль на холсте, получившееся поверх дополнил «правилом третей». На ключевых точках и линиях соприкосновений разместил объекты и персонажей. Духи леса, призывающие обитателей второй картины.
В таком виде эти три работы были представлены весной прошлого года на моей первой выставке. Я не был доволен результатом откровенно сырых картин и думал над последующим окончанием. Летом этого года устроил мастерскую в пустующей семейной даче. Перенеся все свои картины, начал плотно работать над дописыванием триптиха.
С момента окончания тех страшных пожаров зачастил в леса, ходил на пленэрные вылазки, писал небольшие этюды. Постепенно походных работ становилось всё больше и больше. Попробовал свои силы и зимой, в минус пятьдесят – оказалось вполне выполнимой задачей, хоть нужно действовать очень быстро.
Во время работы в мастерской ближе к осени скончался мой отец. Это тяжёлое потрясение повлияло на многие решения по итогу картин.
Описание завершённого «Лесного триптиха»
Первая картина: «Төрүт» (Начало)
Является переосмыслением полотна «Лесной Бог».
Повествует о рождении жизни из пучины хаоса, словно первые ростки после ужасающей стихии лесных пожаров. «Үс Кут» — три души человека, «взирающие оком» из нутра самой божественной природы: Салгын Кут, Ийэ Кут, Буор Кут.
Салгын Кут (Воздушная душа) – переплетающийся нитями свыше наш разум, пребывая в отдельности от тела, напоминает, что вновь вознесётся к создателю.
Женская фигура – олицетворение Ийэ Кут (Материнская душа), передающаяся наследством талант от предков, идущая нитью сквозь поколения через кровь пращуров.
Буор Кут (Земляная душа) – произрастающее снизу с земли наше материальное тело, что может стать таким же сильным и выносливым, сродни могучему сохатому, что в конце вернётся в почву.
Вторая картина: «Суол-иис» (Путь)
Рассказывает о наставлении «Үс саханы үөскэт, түөрт саханы төрөт», о чём говорят фигуры лесных духов, окружающие ключевых персонажей полотна. И центральная всеобъемлющая троица душ «Үс Кут» в стремительном порыве, пугающая своей яркой страстью, словно сама жизнь… Только и успевай уловить мгновение. Ийэ Кут держит пальцы с характерным жестом, означающим гармонию триединства мироздания — лишь верующий в себя, осилит путь.
Третья картина: «Түмүк» (Исход)
Знающие могут сразу заметить сокрытые формы рунических знаков Үҥ (Молись) и Иччи (Дух). Итог этой картины мне пришлось познать лишь с прохладой рук и щёк усопшего отца. Холодный бледный цвет и застывшие «Үс Кут», как осознание и смирение перед концом всего живого. Незыблемая память о предках и стремление изучать родословное ради будущих поколений представлено в виде величественного древа Аал Лук Мас ,с беспрерывно возносящимися вверх ветвями. На заднем плане у корней можно заметить склонившиеся силуэты молящихся людей прошлого, и пустое пространство на переднем плане, как бы, подают знак современным зрителям.
Также в экспозиции представлены студийные работы и пленэрные этюды, написанные в окрестностях Якутска, в Хангаласском улусе, в Грузии. Все полотна написаны в период 2021-2023 гг.
Художник приглашает на свою персональную выставку, которая будет доступна для просмотра в SMART-библиотеке (2 этаж) до 18 декабря, по адресу: г. Якутск, 203 микрорайон, ул. Ларионова, д. 12 «А».
Александра Стручкова