До недавнего времени юбилей морского порта праздновали как день рождения Тикси, то есть как День города, потому что вместе с портом строился райцентр Булунского района.
Морпорт «Тикси» был юридически оформлен в январе 1934 года. С весны того же года начались различные строительные работы, а с лета – сооружение в заливе Булункан бухты Тикси причала ряжевой конструкции длиной 110 метров. Ряжевый причал сооружается из деревянных срубов, погружаемых на дно и заполняемых щебнем и грунтом. Строительство основного причала было закончено в 1935 году, в том же году были построены крытые грузовые склады общей площадью 542 квадратных метров, жилые дома с общей полезной площадью 874 квадратных метров, здания ремонтной строительной группы, центральной электростанции, баня-прачечная и другие объекты.
В январе 1934 года Приказом начальника Главного управления Северного морского пути Отто Юльевича Щмидта порт в бухте Тикси вступил в строй действующих арктических портов ГУ Севморпути при Совете народных комиссаров СССР (правительство страны). До 1936 года он назывался Усть-Ленским, затем стал Тиксинским морпортом.
28 августа 1938 г. Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) СССР за морпортом «Тикси» были закреплены юридический статус, структура, определены перспективы развития грузооборота и заложены основы фундаментального строительства портовых мощностей.
В феврале 1933 года правительством СССР было решено начать освоение самого трудного — центрального участка Северного морского пути вдоль побережья моря Лаптевых. В этот район было намечено послать три экспедиции: в южную часть Северной Земли для геологической разведки месторождений олова; Нордвикскую геологопоисковую — с охватом восточной части Таймырского полуострова; Лена-Хатангскую – с задачами проведения портовых изысканий в районе дельты Лены, гидрографо-топографического описания побережья от Лены до Хатанги, геологического обследования прилегающих районов.
На заседании коллегии Главсевморпути было принято решение о строительстве базового порта в бухте Тикси и транспортировке грузов Северным морским путем для Якутии.
Начальником Лена-Хатангской экспедиции был назначен Борис Михайлович Михайлов, который стал первым руководителем Тиксинского морпорта. Он строил первые полярные станции в Арктике на мысе Челюскина, на Новой Земле. В 28 лет возглавил такое масштабное государственное предприятие, каким была Лена-Хатангская экспедиция.
Портоизыскательский отряд экспедиции возглавил Александр Васильевич Светаков, до этого работавший на портовых изысканиях на Сахалине. Он стал и заместителем Б.М. Михайлова.
К октябрю 1933 года портоизыскательский отряд А.В. Светакова закончил полевые работы по исследованию бухты Тикси и дельты Лены. А в начале 1934 года Светаков представил на рассмотрение руководства Главсевморпути свой эскизный проект морского порта в бухте Тикси.
22 марта 1935 года Коллегия Главного управления Севморпути вынесла постановление о работе Лена-Хатангской экспедиции: «Созданная в начале 1933 года с целью организационно-хозяйственного освоения наиболее важного района Северного морского пути, Лена-Хатангская экспедиция с поставленными задачами справилась и план работ, обеспечивающий начало организации Тиксинского морского порта и прием морских и речных караванов, выполнила».
Николай Сургаев
На главном фото: Выгрузка у Восточного причала Тиксинского морпорта теплохода «Тикси» Северного морского пароходства (г. Архангельск) в сентябре 2019 года. Фото автора.