«Плыли, плыли ледоколы,
Переплыли океан.
Ехал, ехал пёс Весёлый
Из полярных дальних стран.»
В наше время героев штампуют ежедневно – на голливудском конвейере, в социальных сетях, в рекламе… И никого не заботит, что представляют собой эти «иконы современности» в документальной реальности. Но сегодня перед нами – одна из самых ярких легенд ХХ века. Он выходит из слепящих снегов Арктики – мужичок с ноготок, который прошёл огонь, воду и медные трубы и невредимым вернулся из всех переделок- Иван Папанин! Папанинцы- это имя нарицательное , известное практически каждому, но кто же такие Папанинцы? Сегодня мы расскажем вам о четверке героев, первыми официально побывавшими на северном полюсе, (сомнительные заявления Пири и Кука мы в расчет не берем) и совершившими эпохальный дрейф на льдине от Северного полюса до Атлантики.
13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полётов Отто Юльевич Шмидт — глава Советской Арктической экспедиции изложил разработанный план воздушной экспедиции на Северный полюс для основания станции в его районе. Сталин и Ворошилов на основании плана приняли правительственное постановление, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков. Руководство возложили на Шмидта.
Полярники высадились на льды у Северного полюса за две недели до официального открытия станции. Еще 21 мая большой четырехмоторный самолет АНТ-6 оранжево-красного цвета совершил посадку на специально выбранной для этого льдине, тринадцать человек вывалились наружу, разлили по алюминиевым кружкам бутылку коньяка. Выпили, трижды прокричали «Ура!» и принялись выгружать на снежное поле оборудование.
Еще до 6 мая они успели установить палатки, оборудовать лабораторию, и только после этого над станцией был поднят красный флаг. Так начиналась знаменитая папанинская эпопея, за ходом которой последующие девять месяцев пристально следил весь Советский Союз. Впереди были дрейф, научные открытия, праздничные демонстрации на льдине в честь годовщины Октябрьской революции и героическое спасение. Идея создания дрейфующей научной станции принадлежала Отто Шмидту — на тот момент уже легендарному советскому полярнику, герою двух арктических экспедиций, в том числе на пароходе «Челюскин». Именно многомесячная жизнь на льдине экипажа затонувшего «Челюскина» убедила Шмидта в реальности идеи организовать в арктических льдах научную станцию. Точкой начала дрейфа выбрали Северный полюс, а доставить людей и оборудование туда должны были самолеты. Перед экспедицией ставились серьезные научные и пропагандистские цели. К середине 30-х годов прошлого века в ходе исследования побережья Арктики встал вопрос прогнозирования ледовой и метеорологической ситуации в водах Северного Ледовитого океана. Прибрежные материковые метеостанции не могли дать ни точного прогноза погоды, ни, тем более, ледовой обстановки в акватории Северного морского пути. Научные изыскания в районе Северного полюса не велись с 1896 года, когда там во льдах дрейфовал корабль «Фрам» легендарного норвежца Фритьофа Нансена.
Назрела необходимость создания в районе Северного полюса стационарной полярной станции, имеющей возможность в течение длительного времени проводить метеорологические и гидрографические наблюдения. В начале 1936 года советским правительством был утвержден план создания станции на Северном полюсе. Руководителем проекта был назначен полярник О. Ю. Шмидт. В течение года была проведена тщательная подготовка экспедиции. Сшиты теплая одежда, спальные мешки, палатки. Созданы резервные базы для возможной экстренной посадки самолетов. К весне следующего года все было готово. Экспедиция получила название «Северный полюс-1». В экспедиции участвовали четверо: И. Д. Папанин, уже имевший опыт руководства станциями на Земле Франца-Иосифа и мысе Челюскин, Эрнст Кренкель — радист, ставший широко известным после спасения 107 человек с раздавленного во льдах Чукотки парохода «Челюскин» в феврале 1934 года считающийся, в неофициальной мировой табели о рангах среди радистов, «коротковолновиком № 1», метеоролог Е. К. Федоров, гидробиолог и по совместительству врач П. П. Ширшов. С ними была и собака по кличке Веселый. На льдине разместились палатки для полярников, радиостанции, продовольственный и вещевой склады, мастерская, кухня и столовая.
Дрейф проходил со скоростью около 3 км в сутки. С запасами еды участники экспедиции, кажется, переборщили. Провизии завезли из перспектив автономной жизни в течение года. Хотя среди полярников была популярна теория «гостеприимной Арктики» — считалось, что выжить в ней можно и без особых запасов еды.
Еще в 1918 году, до эпохи радио и самолетов, норвежец Сторкер Сторкерсон и семь его сподвижников на собачьих упряжках добрались до льдов моря Бофорта, где организовали научную станцию. Припасов с собой они взяли на 101 день, а дрейфовали 238. Питание себе они обеспечивали охотой на тюленей и медведей.
«Моя партия из 8 человек смогла прожить на льду 8 месяцев и с достаточным комфортом, причем мы ни разу не остались без еды. …Насколько я могу судить, прожить на льду 8 лет нам было бы не труднее, чем 8 месяцев», — уверял тогда Сторкерсон.
С первого дня начались плановые гидрографические исследования и метеорологические наблюдения. При промере глубин океана обнаружили слои воды с температурой выше средних местных значений. Значит, теплое атлантическое течение Гольфстрим доходит до полюса, следовательно, — уходит обратно. Для экспедиции это было не самым лучшим открытием. Льдину стало относить на юг с нарастающей скоростью, а уже к ноябрю скорость дрейфа достигла восьми километров в сутки. Стало понятно, лед движется от Северного полюса в Гренландское море. Но к концу января 1938 года ученым стало не до исследований. Дрейф льдины резко ускорился. Еще 12 августа Кренкель в своем дневнике написал: «За сутки прошли 12 миль (20 километров). Вот это дрейф! Да, таких колоссальных скоростей никто не ожидал…» Льдину относило все ближе и ближе к теплым водам Атлантики.
Иногда передвигаться по льдине приходилось на байдарках, настолько широки были трещины. Оборудование и палатки необходимо было рассредоточивать по льдине, чтобы не потерять все разом. При этом исследования и замеры не прекращались. К началу февраля льдина очень сильно сократилась в размерах. 3 февраля. Папанин: « Трещины от 1 до 5 метров, разводья до 50. Льдины взаимно перемещаются, в пределах видимости посадка самолета невозможна. Живем в шелковой палатке на льдине 50 на 30 метров. Вторую мачту антенны ставим на время связи на другую льдину. С нами трехмесячный запас, аппаратура, результаты». Встал вопрос об эвакуации экспедиции. На спасение папанинцев были отправлены корабли, подводные лодки, и даже дирижабль. Причин тому было несколько. В августе 1937-го при перелете через полюс в Америку пропал экипаж Сигизмунда Леваневского (одного из семерки первых героев СССР). На его поиски бросили 26 кораблей, но из-за плохой погоды все они застряли во льдах и там зазимовали. В том числе почти все советские ледоколы. В этой ситуации самым надежным и быстрым способом снятия папанинцев со льдины в Москве посчитали дирижабль. Задействовать решили самый большой летательный аппарат Советского Союза — В-6 с тремя мощными двигателями и невероятной дальностью полета — 4500 километров. Он вылетел из Москвы вечером 5 февраля, а спустя сутки потерпел крушение недалеко от Кандалакши. В условиях плохой видимости шедший на низкой высоте дирижабль врезался в гору. Спастись удалось лишь шести членам экипажа.
Суда, сосредоточенные у кромки льда в Гренландском море, не могли пробиться к полярникам из-за его толщины. Спешно вышедшие в море корабли — ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр» — никак не могли подобраться к папанинцам. Им мешали штормы и ледяные поля. На помощь пароходам из Ленинграда шел мощный ледокол «Ермак» с Отто Шмидтом на борту.
12 февраля 1938 года кто-то из членов экспедиции увидел прожектор приближающегося судна. Спустя семь дней полярников подняли на борт «Таймыр» и «Мурман». Эпопея была завершена.
За 274 дня было преодолено более 2,5 тысячи км. Были проведены глубокие исследования и получены уникальные научные данные о метеорологическом и гидробиологическом состоянии Северного полюса. Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Всем участникам экспедиции были присвоены учёные степени докторов географических наук. О научных результатах экспедиции написаны тома. Папанинцы привезли доказательства органической жизни в Центральном полярном бассейне. В первые же часы дрейфа они услыхали чириканье маленькой птички! Когда Ширшов забрасывал в море свои планктонные сети, он неизменно вытаскивал целый ворох всякой живности. Там были рачки-бокоплавы, медузы, мелкие растения… Это было открытием. Отдельный вопрос – изучение течений, наблюдения за климатом, за льдами. До них никто не производил магнитных наблюдений в районе Полюса. А главное – они доказали, что небольшой коллектив может работать в отрыве от большой земли, в экстремальных условиях – и давать результаты. Этот опыт в будущем пригодился и полярникам, и космонавтам.
Всех участников ледовой эпопеи представили к званию Героев Советского Союза (Папанин, еще находясь на льдине, получил звезду Героя ). В Москве и Ленинграде прошли торжественные мероприятия, посвященные подвигу полярных исследователей. В Кремле состоялся прием у Сталина, на котором тот произнес приветственную речь. Всех ждали награды и важные должности. Но больше всего повезло псу Веселому. О нем на правительственном банкете внезапно вспомнил Сталин, и пес отправился к нему на дачу. Папанин не раз видел его на прогулке с тестем вождя Аллилуевым.
«Меня Веселый не забывал, приветливо махал хвостом, но от нового хозяина не отходил, — вспоминал впоследствии Папанин. — Все правильно: новый каюр — новая привязанность».
И ещё несколько слов о рачительности. Все затраты на экспедицию, включая рейсы полярной авиации, с лихвой окупились за счёт документального фильма «На Северном полюсе», ( снятого кинооператором Марком Трояновским) права на демонстрацию которого купили во многих странах.
Есть о чём писать в школьных учебниках истории! Но они почему-то молчат о папанинцах. А жаль.
Гуков С.А.