Сенсорное развитие у детей 2-3 лет

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который интенсивно накапливается в раннем возрасте. В статье воспитателя высшей квалификационной категории Борисовой Матрены Георгиевны о важности сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном   возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Целью   сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи: формирование у детей систем перцептивных действий; формирование у детей сенсорных эталонов; формирование у детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов.

В своей работе использую игровые упражнения и дидактические игры. Игры, которые представлены в данной программе направлены на формирование восприятия ребенка раннего возраста. практической и познавательной деятельности. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, чёрный, белый. Пять форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Три величины: большая, средняя, маленькая. Различать предметы по форме: кубик, кирпичик, шар, призма. Занятия для детей проходят с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте психологических механизмов переходов внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровой форме на занятиях, также веду специальные игры с детьми и упражнения на развитие тактильного восприятия.

Цель: Формирование и развитие сенсорных способностей у малышей

Задачи:

  • Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношении предметов по величине.
  • Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
  • Закреплять представления о разновидностях каждого свойства.
  • Дать представление о пяти геометрических формах и их названиях.
  • Формировать представления о простейших действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).
  • Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокаю; логическое мышление, внимание, память, партнёрские отношения между детьми.
  • Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Предлагаемый результат  моей работы:

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зелёный, синий, жёлтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Уметь слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Борисова Матрена Георгиевна

Воспитатель высшей квалификационной категории