Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который интенсивно накапливается в раннем возрасте. В статье воспитателя высшей квалификационной категории Борисовой Матрены Георгиевны о важности сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи: формирование у детей систем перцептивных действий; формирование у детей сенсорных эталонов; формирование у детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов.
В своей работе использую игровые упражнения и дидактические игры. Игры, которые представлены в данной программе направлены на формирование восприятия ребенка раннего возраста. практической и познавательной деятельности. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, чёрный, белый. Пять форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Три величины: большая, средняя, маленькая. Различать предметы по форме: кубик, кирпичик, шар, призма. Занятия для детей проходят с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте психологических механизмов переходов внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровой форме на занятиях, также веду специальные игры с детьми и упражнения на развитие тактильного восприятия.
Цель: Формирование и развитие сенсорных способностей у малышей
Задачи:
- Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношении предметов по величине.
- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
- Закреплять представления о разновидностях каждого свойства.
- Дать представление о пяти геометрических формах и их названиях.
- Формировать представления о простейших действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).
- Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокаю; логическое мышление, внимание, память, партнёрские отношения между детьми.
- Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Предлагаемый результат моей работы:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зелёный, синий, жёлтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Уметь слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Борисова Матрена Георгиевна
Воспитатель высшей квалификационной категории