Освоение Северного морского пути. Человек и ледокол.

Александр Сибиряков , человек .

 

Сегодня мы расскажем вам о человеке, который, обладая огромным богатством, не жалел своих сил и средств, для развития родной страны, освоения Северного морского пути, и обширной Сибири, с которой они были однофамильцами.

26 сентября (8 октября) 1849 г. в Иркутске родился Александр Михайлович Сибиряков, купец, золотопромышленник, крупный меценат, исследователь Сибири. Брат Константина и Иннокентия Сибиряковых. Александр Михайлович принадлежал к старинному купеческому роду Сибиряковых обосновавшемуся в Иркутске ещё в начале XVIII в. Отец Сибирякова был купцом 1-й гильдии, совладельцем винокуренных заводов, богатых золотых приисков, Бодайбинской железной дороги, пароходства.

Окончив гимназию, Александр Михайлович уехал учиться в Швейцарию в цюрихский политехникум. После смерти отца, успешно продолжил его предпринимательскую деятельность, получив право на участие в нескольких золотопромышленных компаниях, а также в «Компании Ленско-Витимского пароходства» — наиболее крупного пароходного предприятия в системе Лены. Кроме того, он приобрёл Александро-Невский стекольный завод и писчебумажную фабрику, в 1885 г. создал буксирное пароходство на Ангаре, а в 1894 г. Амурское общество пароходства и торговли.

Занимаясь предпринимательством, Сибиряков мечтал о развитии Сибири путём «улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений её с соседними странами». «Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в Европейской и Азиатской России, они, казалось бы, и должны играть в организме страны подобающую им роль. Сибирь богата своими водными путями, и наша задача состоит в том, чтобы ими воспользоваться как должно. Наступило время подумать об этом…»,- писал А. М. Сибиряков.

Интерес к водным путям Сибири диктовался практическими нуждами и сибирских предпринимателей, и жителей Сибири. Неразвитая сеть путей сообщения становилась важнейшей причиной экономической неразвитости Сибири. Благодаря предпринятым в 1880—1890-е годы экспедициям в различные районы Сибири и Дальнего Востока Сибиряков разрабатывает план соединения всех основных районов Сибири как между собой, так и с Европейской Россией и другими странами. Первые шаги в этом направлении он предпринял сразу же, как вступил в права наследования, спонсировав в 1875 и 1876 гг. плавание шотландского капитана У. Уиггинса. Самым значительным предприятием Сибирякова было участие в организации знаменитой экспедиции А. Э. Норденшельда по Северо-восточному проходу и вокруг Евразии в 1878-1880 гг. При подготовке экспедиции большое значение имели сведения Александра Михайловича о Сибири и состоянии льдов в прилегающих к ней морях. Кроме основного судна «Вега» в состав экспедиции входили пароход «Лена», построенный в Швеции на средства Сибирякова, и зафрахтованные им корабли «Фразер» и «Экспресс», которые должны были доставить на Енисей европейские товары, а обратно в Европу — сибирский хлеб. В 1879 г. для розыска экспедиции Норденшельда, от которого долго не было известий, Сибиряков послал в устье Енисея свой пароход и дал средства для исследования прилегающих к этому региону областей Северного Ледовитого океана. Швеция оценила заслуги всех организаторов и участников экспедиции. Сибиряков был награждён орденом Полярной звезды, избран почётным членом Шведского общества антропологии и географии, членом-корреспондентом Общества военных моряков, членом научного и литературного обществ города Гётеборга.

В 1880-е гг. Сибиряков исследовал устья рек Печоры, Енисея, Оби, Амура, побережья Карского и Охотского морей, сухопутные маршруты между реками Западной и Восточной Сибири. Открыл важный торговый путь от Печоры к Оби позднее известный, как Сибиряковский тракт на север. По нему сибирские грузы вывозились в Печорский край, Мезенский уезд, на Мурманский берег, в Северную Норвегию, Данию. Соединение Оби с Печорой было только частью обширного плана Александра Михайловича по связи всех основных районов Сибири, как между собой, так и с европейской Россией и другими странами. В 1876 г. он спонсировал Общество германской северополярной экспедиции в Бремене, направившее в район Оби естествоиспытателей О. Финша и А. Брема. За помощь французской экспедиции, путешествующей от Казани через Урал по Сибиряковскому тракту, он был награждён «Пальмовой ветвью».

Большое внимание Александр Михайлович уделял развитию просвещения и культуры Сибири. В 1878 г. им было пожертвовано 200 тыс. руб. первому сибирскому университету в Томске. В 1880 г. он приобрёл и подарил университету библиотеку В. А. Жуковского, а в 1882 г. для ботанического и зоологического музеев университета передал коллекции, собранные в полярных районах Сибири и Америки экспедицией Норденшельда. Сибиряков жертвовал значительные суммы на создание и содержание четырёх начальных училищ им. А. М. Кладищевой в Иркутске, на учреждение Высшего технического училища, на устройство типографии газеты «Сибирь», на строительство и благоустройство церквей. В Академию наук он передал капитал в 10 тыс. руб., на проценты от которого один раз в три года должна была присуждаться премия за лучшее историческое сочинение о Сибири.

В 1893 г. Александру Михайловичу было присвоено звание почётного гражданина Иркутска, а в 1904 году Сибиряков вместе с Д. И. Менделеевым был избран в почётные члены Томского университета.

Около 30 статей, опубликованных в 1881-1914 гг. главным образом в томской газете «Сибирская жизнь», Сибиряков посвятил проблемам путей сообщения Сибири с другими странами. В 1910 г. в Цюрихе вышла его книга «К вопросу о внешних сношениях Сибири с Европой».

В начале ХХ в. Александр Михайлович отошёл от активной предпринимательской деятельности, передал дела сыну и уехал из Иркутска.

Самый крупный меценат России в области арктических исследований, субсидировавший несколько шведских полярных экспедиций умер в бедности и одиночестве 2 ноября 1933 г. в Швейцарской больнице и был похоронен на русском кладбище возле Ниццы.

Именем Сибирякова были названы острова в Карском и Японском морях и два ледокола, один из которых в 1932 г. совершил первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.

   Александр Сибиряков , ледокол.

28 июля 1932 года ледокол «Александр Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, впервые в истории обогнув с севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.

Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Летом 1933 года В. И. Воронин и О. Ю. Шмидт повторили попытку, возглавив новую экспедицию на более крупном судне — пароходе «Челюскин».

В экспедиции, в должности библиотекаря, участвовал молодой художник Фёдор Решетников, выпускавший в рейсе стенгазету, и оставивший много рисунков, позже погибших при пожаре. Через год он участвовал и в рейсе «Челюскина».

До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как снабженец.

Во время Великой отечественной войны «А.Сибиряков» вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм орудия (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон».

19 июля 1942 года, «А. Сибиряков» вместе с пароходами «Г. Седов» и «Сакко» вышел из Архангельска, в его задачу входило обслуживание полярных станций: смена зимовщиков, доставка продовольствия и материалов. Пройдя пролив Югорский Шар, суда 26 июля достигли порта Диксон, где в течение первой половины августа скапливались прибывающие из Северодвинска и Архангельска транспорты и ледоколы, целью которых было преодоление сложного в ледовом отношении восточного участка Северного морского пути.

В понедельник 24 августа 1942 года «А. Сибиряков» вышел из порта Диксон с задачей пробиться на Северную Землю. Судном командовал А. А. Качарава, на борту находились гражданский и военный экипаж, а также пассажиры — строители и персонал полярных станций, всего около 100 человек.

На следующий день после выхода, 25 августа, направляясь по курсу к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, ледокол встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер»,после 40 минутного,неравного боя «А. Сибиряков» был подбит и затонул.

Поиски останков судна, организованные в 1982 году, не увенчались успехом. В сентябре 2014 года местонахождение останков «Александра Сибирякова» было обнаружено исследовательской экспедицией, организованной компанией «Фертоинг». В августе 2015 года они были исследованы телеуправляемым подводным аппаратом и водолазами, собравшими некоторые детали судна в качестве музейных экспонатов. На корпусе судна была закреплена мемориальная табличка в память о погибшем экипажем. «Александр Сибиряков» покоится на глубине 49 метров, его местоположение заметно отличается от ранее предполагавшегося. Уточнённые координаты переданы в распоряжение Управления по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Минобороны России.

 

                                                                                                                                                Гуков С.А.