Особое мнение: о строительстве нового морского порта

Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 “Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей”

Давно как-то попалась мне на глаза статья Ал. Григорьева от 5 января 2020 г., где перед статьей было небольшое краткое введение: «Россия – это родина обещаний, которые никто никогда не стремится выполнить, в СССР нам Никита Сергеевич обещал построить коммунизм к 1980 году. Позже обещали каждому отдельную квартиру, две «Волги» на ваучер, каждой бабе по мужику, а мужику по бутылке водки. Нам обещали снижение налогов, дешевый бензин, ипотеку под отрицательный процент и прочие прелести жизни. Из обещанного сбылась только бутылка водки…».

Что обещают сейчас и здесь? К примеру, построить новый морской порт в с. Хара-Улах! Партия власти обещала: квартиры, жилье, снижение стоимости коммунальных услуг, получать долю от использования природных богатств, работу, высокие оклады и заработки, будут построены дороги, короче, мы станем лидерами мировой экономики. Не сказать, что ничего не делается: делается, и очень многое. За тридцать три года из цветущего прекрасного благоустроенного, пусть по нашим социалистическим меркам, поселка Тикси, осталась не разваленной только мусорная свалка, которая летом отравляет нас запахом и дымом, а зимой весь легкий мусор переносит ветром в поселок. По поводу «не разваленной свалки» вопрос риторический, многие утверждают, что и она накрылась медным тазом после передачи под оператора города Якутска. Уничтожены на корню мощнейшие организации и учреждения района и поселка, вот уж точно «Весь мир насилья мы разрушим, до основания, а затем…».

Так вот, хочу вернуться к строительству порта. Возможность его построения очевидна, а необходимость? Осталось ответить на вопрос: «Когда? И что будем возить и перевозить?». Сколько времени и денег понадобится на изыскательские работы? Это ведь не балок на перешейке Колычева за авиапортом поставить на период весенней охоты. Готово ли экономическое обоснование строительства морского порта, расчет стоимости строительства, резервирование участков земли под инфраструктуру? Кто инвесторы? Где брать деньги? 16 февраля 2019 за №157 утверждены Правительством РФ «Правила подготовки и принятия решения о создании морского порта», почитав их внимательно, пришел к выводу: «Здесь будет город заложен. На зло надменному соседу». Так что, примерно лет этак через пятьдесят и в Хара-Улахе будет стоять медный «каюр». А будет ли порт? Проконсультировался у старого и опытного гидрографа, бывшего руководителя Тиксинской Гидрографической базы Мельниченко Дмитрия Владимировича, который от устья р. Хатанга до устья реки Колыма знает все банки, глубины и течения. Долго сидел старик у карты, как у «разбитого корыта», скорбно качая головой, поднялся молча, и ушел ветром гонимый. Читатель домыслит, что мог, и не захотел сказать старый гидрограф. Ну, думаю, на одном гидрографе свет клином не сошелся, дай, думаю, поищу по России затерявшегося Земнухова Владимира Павловича, чай 43 года отдал пос. Тикси, от водителя до начальника морского порта, в котором начинал работу, и в нем же и закончил; каждый сантиметр причала прощупан его ногами за 23 года руководства портом (личное его мнение читайте в приложенном к статье письме).

Тем не менее, история помнит, что наш район богат «большими стройками». Вначале с помпой была построена научная станция «Лена-Норденшельд», на ее сдачу в эксплуатацию и открытие прибыл «королевский двор Англии», первый президент РС (Я), представитель МПР РФ и Кремлевской администрации, представители WWF Всемирного фонда дикой природы; фуршет с шампанским… короче, «смокинги и фраки», «медали и премии»; за более чем 25-летний период с окончания строительства ее посетило не более пяти научных экспедиций; благодаря заботам бывшего директора заповедника Гукова А.Ю., там организовали летом школьный лагерь, где с детишками занимались работники научного отдела заповедника «Усть-Ленский», прививая  им любовь к природе и науке, но в связи с отсутствием финансов, станция постепенно превратилась то ли в постоялый двор, то ли в приют для проходящих, проплывающих и пролетающих гостей района, где можно было разжечь костерок и попить на природе чайку. Но нужно отдать должное, станция была оборудована по высшему разряду: в Москве только слышали о биотуалетах, а на станции их аж четыре штуки, завезена прекрасная мебель , офисный конференц-зал украшал огромный стол, почти как у ВВП, когда он за таким столом «хранцуза» принимал, красочное, резьбой по дереву огромное панно украшает стену зала, воистину произведение искусства тиксинского резчика, а строили станцию наши жители Тикси: Семен Исаков, Федор Селляхов (прошу прощения, многих живущих и ныне в Тикси по старости забыл фамилии),но двое названных руководили стройкой. Мебель, лодки, моторы, кухня, баня, нанят рабочий персонал, предполагаю, что многие «оБогрелись» у этого костра… Много сил и энергии потрачено доктором биологических наук А.Ю. Гуковым о передаче станции «Лена-Норденшельд» в местную общественную организацию по защите окружающей среды «Горностай», но решили, лучше сгноить, чем передать. Так что, еще один «исторический» памятник бесхозяйственности украсит пейзаж устья реки Тыыллаах, впадающей в Быковскую протоку реки Лена.

Как мне кажется, а реальность свидетельствует об этом, такова участь уготовлена и Международной научной станции, расположенной на о. Самойловский в дельте реки Лена, которая была сдана в эксплуатацию в 2010 году. Фуршета не было. Но был САМ и журналисты практически всех центральных газет и российских телеканалов.

В связи с уходом немецкой экспедиции иссякли финансовые потоки, заглохла научная деятельность. Содержание станции, ее инфраструктуры, вызывает головную боль отделения Сибирской Академии наук. Пустуют лаборатории, простаивает уникальная научная аппаратура. Сокращение обслуживающего персонала сказывается на качестве технического ухода и работ, связанных с эксплуатацией техники и оборудования. Периодами, как и в этом году, есть подвижки, оживление, но это ближе к предсмертной эйфории и агонии.

«Вбухали» миллиарды!!! Так сколько «вбухаем» в Хара-Улахский морской порт? А что делать с морским портом «Тикси»??? Если не ошибаюсь, морской порт, ну, хотя бы друг от друга, должен быть на расстоянии в 300 км. Я не специалист, но имею право на свое мнение!

Хочу напомнить, что ежегодно издается и издавалось постановление Правительства РФ на право захождения иностранных судов в Морской порт «Тикси», сейчас сэкономили на бумаге, сделали постоянно, чтобы каждый год не писать одно и то же. Разве забыли тиксинцы, что была у нас и таможня, а когда с легкой руки лучшего экономиста Мира Егора Гайдара все развалили, ушла и таможня.  «Таможня дает Добро? Абдула! Ты же знаешь, я мзду не беру»

Иван Воробьев