Организация работы сети гидрометеостанций по трассе Севморпути в начале 30-х годов

С образованием в декабре 1932 года Главного управления Северного морского пути и подчинением ему и Всероссийскому Арктическому институту полярных гидрометеорологических станций при Арктическом институте в 1933 году создаются первые Курсы полярных работников.

Как сообщается в интернет-издании «Полярная почта», они были созданы, чтобы готовить кадры среднего звена для работы на полярных станциях, число которых с каждым годом росло. До марта 1933 года организовывались также курсы по подготовке гидрологов и метеорологов-наблюдателей при Главной геофизической обсерватории. Окончившие созданные в 1933 году Курсы полярных работников специалисты должны были не менее двух лет работать на гидрометеостанциях по трассе Севморпути вдоль побережья Арктики и на островах арктических морей.

Сеть гидрометеостанций в Арктике создавалась с 1932 года в качестве базы для строительства речных и морских портов и новых населённых пунктов на побережье морей и в устьях рек Западной и Восточной Сибири, развития арктических территорий и прилегающих к ним регионов.

В 1932 году Всесоюзным Арктическим институтом была организована экспедиция, задачами которой были создание двух полярных гидрометеостанций в Тикси и на острове Сагастыр. 5 августа 1932 года пароход «Лена» с двумя баржами на буксире вошёл в бухту Тикси, в тот же день на пустынном берегу залива Сого были установлены палатки первых поселенцев бухты Тикси.

Первых зимовщиков на берегу Сого было 15 человек: девять научных работников и сотрудников для метеостанции, трое строительных рабочих, повар и двое детей. За короткий срок необходимо было построить два дома, склад для продовольствия, помещения для радиостанции и дизельной электростанции. Также нужно было на долгую полярную зиму заготовить дрова и обеспечить рыбой упряжку собак.

Научные работники и часть гидрометеорологов — наблюдателей организованной Арктическим институтом экспедиции в 1932 году сначала приехали из Москвы в Якутск, а потом пароходом «Лена» были доставлены в бухту Тикси.

По итогам перехода ледокола «Александр Сибиряков» в 1932 году Северным морским путём за одну навигацию из Архангельска во Владивосток было создано в декабре того же года Главное управление Северного морского пути, перед которым была поставлена задача по реализации ранее разработанных планов правительства страны по освоению Севморпути и развитию прилегающих к нему регионов.

С 1932 – 1933 гг. создавалась транспортная инфраструктура на арктическом побережье. Были построены арктические порты, в том числе в Тикси, Игарке, Диксоне, Певеке и Провидении. С 1934 года грузы для строительства морских и речных портов, населённых пунктов на побережье морей, а также гидрометеорологи для полярных станций, том числе подготовленные на Курсах полярных работников, доставлялись караванами судов в сопровождении ледоколов. Караваны пароходов формировались в Мурманске и Архангельске и следовали по трассе Северного морского пути.

В августе 1935 года на одном из таких пароходов в бухту Тикси были доставлены грузы для морского порта и строящегося населённого пункта, а также гидрометеорологи для смены специалистов полярной станции на берегу залива Сого. В их числе были и будущие зимовщики метеостанции, открывавшейся тогда на острове Муостах.

Одним из них был Михаил Иванович Балыгин, вошедший в число первых гидрометеорологов станции на Муостахе. Здесь он работал после окончания в 1935 году Курсов полярных работников при Главсевморпутие. С ноября 1936 г до 15 марта 1937 г работал на полярной станции в Тикси, затем некоторое время на гидрометеостанции на острове Сагастыр.

В интернет-издании «Полярная почта» были опубликованы в виде дневниковых записей его воспоминания, в которых рассказывается, в том числе, о строительстве полярной станции на острове Муостах.

Вопрос о создании на острове постоянно действующей полярной станции был поставлен в январе 1935 года. В мае месяце из Тикси на собачьей упряжке сюда направили двух метеорологов, чтобы они приступили к наблюдениям по сокращенной программе гидрометеорологических наблюдений за состоянием погоды и ледовой обстановкой в районе острова. В первые месяцы у них не было радиостанции, использовалось минимальное количество метеоприборов. Но все результаты наблюдений записывались в журналы.

В начале сентября 1935 года из Тикси на Муостах были доставлены строители и необходимый стройматериал для капитального ремонта ранее сооружённых на острове помещений. В них до лета следующего года должны были жить и работать четыре метеоролога – наблюдателя. На 1936 года было запланировано строительство нового дома для полярной станции.

М.И. Балыгин подробно описал не только ход ремонта помещений для жилья, радиостанции и дизель-электростанции, но и сооружения метеоплощадки и оснащения её метеоприборами для наблюдений за погодой.

Станция оборудовалась метеоприборами в объёме, установленном по стандартам для небольших полярных гидрометеостанций. На метеоплощадке были установлены метеорологические будки для термометров, приборов для определения степени влажности воздуха. Также были установлены деревянные подставки для сосуда, в котором накапливались осадки (дождемер) и гелиографа, для регистрации количество часов солнечного света в сутки.

Обязательным сооружением метеоплощадки являлась высокая деревянная мачта для флюгера, прибора, по которому определялись направление и скорость ветра. Термометры устанавливались также на поверхности почвы, в зимний период они располагались на поверхности снега. Одним из метеоприборов была снегомерная рейка.

От станции до метеоплощадки протягивался страховочный канат в качестве предусмотрительной меры на зимний период, когда на острове Муостах бывают сильные пурги. Страховочный канат предусматривался в связи с тем, метеонаблюдения проводятся круглые сутки, и через каждые три часа необходимо было выходить на метеоплощадку и снимать показания по метеоприборам.

В жилом помещении были установлены прибор для определения давления воздуха и радиостанция для передачи данных о метеонаблюдениях. Для радиостанции рядом с домом была установлена высокая мачта радиоантенны.

Николай Сургаев

На фото:

1. Гидрометеостанция «Полярка» в заливе Сого бухты Тикси в июле 2020 года. Фото автора.

2. Строители, направленные в сентября 1935 года из Тикси для капремонта помещений полярной станции на острове Муостах.

3. Вид сверху на метеоплощадку на Муостахе в 1935 году.

4. Гидрометеорологи со станции на Сого в Тикси и будущие зимовщики метеостанции на Муостахе в сентябре 1935 года.

5. Пароход на дальнем рейде в бухте Тикси в 1935 году.

6. Работники полярной станции в Тикси во время праздничного обеда в честь праздника 7 Ноября – Дня Великой Октябрьской революции в 1936 году

2 – 6. Фото из интернет-издания «Полярная почта» http://arktika.polarpost.ru

Читайте дальше