«Возможно и осуществимо, чтобы воздушный шар долетел до Северного полюса!» -Эти слова, сказанные в конце 19 го века шведским инженером Соломоном Андре, стали началом одной из самых амбициозных и, как позже выяснилось, трагических экспедиций в истории освоения Арктики.
Конец XIX века был эпохой великих географических открытий и героических экспедиций. Покорение Северного полюса стало навязчивой идеей для многих исследователей, но все попытки достичь заветной точки традиционным путем — по морю или по льду — заканчивались неудачей. И тогда шведский инженер и Саломон Август Андре предложил революционную идею: достичь полюса по воздуху.
Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 года в Швеции. Он закончил Королевский технический институт в Стокгольме, затем работал чертежником. Полетами Соломон начал заниматься с двадцати двух лет. На собственном воздушном шаре «Свеа» он совершил девять перелетов над Швецией и Балтийским морем. В одном из полетов шар Андре поднялся на 4387 м, побив рекорд высоты. Полеты позволили прийти к выводу о необходимости управления шаром, и Андре придумал гайдропы и паруса. Гайдропы — это тормозные канаты, вес которых держит шар на определенной высоте, а трение их о землю, лед или воду притормаживает полет. Благодаря маневрированию гайдропами и парусами ему удалось добиться управляемости шара в пределах до 27 градусов в обе стороны от направления ветра.
Однажды знаменитый полярный путешественник Норденшельд обратился к Андре как к знатоку воздухоплавания с вопросом: можно ли использовать привязной аэростат для полярных исследований, в частности для составления географических карт и для геофизических наблюдений? В этой беседе Андре, польщенный вниманием Норденшельда, высказал ему свою заветную мечту — совершить полет на воздушном шаре к Северному полюсу. Норденшельд одобрил эту идею.
13 февраля 1895 года Соломон Андре сделал доклад о своем проекте на заседании Шведской королевской академии наук. «Мои слова могут показаться слишком смелыми, может быть безумными, — говорил Андре собравшимся академикам, — но я прошу отложить приговор до того, как я изложу свои доводы». Доводы были таковы: все попытки человека проникнуть в центральную часть Полярного океана на судах, собаках и пешком до сих пор оставались тщетными, пора подумать о новых способах достижения Северного полюса. «Самый верный из тех способов передвижения, какими обладает человечество, — утверждал Андре, — воздушный управляемый шар. Такой шар можно сделать. Нужны лишь средства».
Идея достижения полюса по воздуху казалась современникам то ли гениальной, то ли безумной. Но Андре методично шел к своей цели. На постройку специального воздушного шара, названного «Орёл», было потрачено более 130 000 крон — огромная по тем временам сумма. Финансирование экспедиции взяли на себя король Оскар II и Альфред Нобель, что говорило о серьезности намерений.
Шар был настоящим технологическим чудом своего времени. Его оболочка, сшитая из трех слоев шелка, была пропитана специальным составом для максимальной герметичности. Диаметр шара составлял 20,5 метров, а объем — 4500 кубических метров. Андре внедрил несколько инновационных решений: систему направляющих тросов для управления шаром и специальные паруса.
В состав экспедиции вошли трое смельчаков. Помимо самого Андре, это были Нильс Стриндберг — талантливый физик и фотограф, и Кнут Френкель — опытный инженер и спортсмен. Каждый из них понимал риски предприятия, но верил в успех.
11 июля 1897 года в 13:46 произошло событие, которому суждено было войти в историю полярных исследований. «Орёл» величественно поднялся в воздух над островом Данскёя. Первые часы полета казались успешными. Шар поднялся на высоту около 700 метров и взял курс на север. Через несколько часов после старта экспедиция сбросила первый почтовый буй с сообщением: «13:45. Наш полет проходит на высоте 530 метров. Погода великолепная. Дух превосходный». У воздушного шара было два средства сообщения с внешним миром — буи и почтовые голуби. Буи, стальные цилиндры, заключенные в кожух, нужно было выбрасывать из воздушного шара в воду или на лед, чтобы течения принесли их в населенные места. За все время нашлось лишь два буя с посланиями
Последнее сообщение от экспедиции было получено 13 июля 1897 года. Буй содержал краткую записку: «Все хорошо на борту. Это третий почтовый буй. Наше путешествие продолжается успешно, мы плывем на высоте около 250 метров. Погода не балует, но мы надеемся на лучшее».
После этого наступила тишина. Тишина, которая растянулась на долгие 33 года. Первоначально никто не беспокоился — все понимали, что экспедиция может продлиться несколько месяцев. Однако, когда прошла осень 1897 года, а от путешественников не было никаких вестей, начало нарастать беспокойство.
Зимой 1897-1898 годов были организованы первые поисковые экспедиции. Шведское правительство объявило награду в 5000 крон любому, кто предоставит достоверные сведения о судьбе Андре и его товарищей.
«Мы обыскали каждый фьорд, каждую бухту, каждый остров на пути предполагаемого маршрута экспедиции», — писал руководитель одной из поисковых партий. — «Но Арктика хранит свои тайны крепко».
6 августа 1930 года норвежское промысловое судно «Братвог» бросило якорь у берегов Белого острова (Квитёйя) — одного из самых восточных в архипелаге Шпицберген. Команда высадилась на берег в поисках морского зверя. То, что они обнаружили, потрясло весь мир.
Моряки наткнулись на последний лагерь экспедиции Андре. Среди камней лежало тело человека, частично погребенное под слоем льда. Не было никаких сомнений, что найденные останки и предметы принадлежали экспедиции Андре: парусная лодка, сани, немного еды, ржавое ружье, одежда, кухонная плита и фотоаппарат, все еще заряженный пленкой. Были найдены два скелета в меховой одежде. Один принадлежал Андре, прислонившемуся к выступу скалы, другой — Стриндбергу. Кости Френкеля были найдены лишь несколько недель спустя. Но самое главное — это дневник. Андре в предсмертные часы завернул дневник в солому и запечатал его как можно плотнее. Книга была прижата к его груди, внутри защитной одежды, которую он носил. Его записи были настолько полны, насколько можно было пожелать. Благодаря дневнику удалось узнать подробности о трагической экспедиции.
14 июля, в 7 часов утра, после 65 часов, прошедших с момента старта, Андре принял решение прекратить полет и открыл два клапана выпуска газа. Шар замер в точке с координатами 82°56 с. ш. и 29°52 в. д. Началась выгрузка на лед, устройство лагеря. На «Орле» имелось оборудование для выживания, такое, как оружие, снегоступы, сани, лыжи, палатка, маленькая лодка.
Прежде чем отправиться в путь пешком, трое мужчин провели неделю в палатке на месте крушения, упаковывая снаряжение и принимая решение о том, что и сколько взять с собой, и куда пойти. О далеком Северном полюсе речи и быть не могло, выбор лежал между двумя заранее созданными складами еды и боеприпасов, один на мысе Нортбрук на Земле Франца-Иосифа, другой в группе Семи островов у Шпицбергена. Сделав вывод из своих неточных карт, что расстояние до них примерно равное, они решили попробовать дойти до большего склада на Нортбруке.
Отправившись к Земле Франца-Иосифа 22 июля, трое исследователей вскоре обнаружили, что их борьба со льдом и горными хребтами едва ли делала цель хоть немного ближе: лед дрейфовал в противоположном направлении, перемещая их назад. Запись от 15 августа в дневнике Андре: «Я совершенно измучен… Часто приходится долго кружить между торосами, перебираться через лужи или идти вдоль полыней. Хуже всего пресноводные лужи. Они извиваются бесконечными зигзагами — настоящие лабиринты — да еще соединяются между собой широкими трещинами, которых не видно, пока к ним не подойдешь вплотную… Сани опрокидываются или повисают над пропастью в то время, когда везущий их летит кувырком… Сани часто надо поворачивать на вершине или посреди узкого прохода, пускать в ход топор и лопату, чтобы подготовить проезд. Приходится вырубать колею для одного полоза или для обоих. Снимать груз с саней частью или дочиста». Путешественники имели вполне достаточный запас продовольствия, одежды и других припасов, чтобы переждать полярную ночь. Но уже в первую неделю своего пребывания на острове все трое очень ослабли. Настолько, что часто у них не хватало сил приготовить себе еду. Первым ушел из жизни Нильс Стриндберг, о его смерти рассказано в дневнике Андре. Вскоре после того, как они все трое вытащили сани и лодку на берег острова, у Стриндберга начался, как сочли его товарищи, сердечный приступ. Андре и Френкель прожили еще две недели.
Несмотря на трагический исход, экспедиция Андре оставила значительное научное наследие. Исследователи вели подробные метеорологические наблюдения, собирали данные о движении льдов, делали фотографии. Многие из этих материалов сохранились благодаря специальным водонепроницаемым контейнерам. Особую ценность представляют фотографии, сделанные Стриндбергом. Из 240 снимков удалось восстановить 93, что стало настоящим подарком для исследователей Арктики. Эти кадры — не только документальное свидетельство экспедиции, но и первые в истории фотографии центральной части Северного Ледовитого океана.
В последней записи дневника Андре есть строки, которые лучше всего подводят итог этой истории: «Мы сделали то, что считали правильным. Мы боролись до конца. И мы не жалеем ни о чем».
Гуков С.А.