Москва-Северный полюс-Ванкувер

Мы продолжаем рассказ о Валерии Чкалове и сегодня поведаем вам о беспосадочном перелете из Москвы в Ванкувер, через Северный полюс, подвиге-который принес Чкалову бессмертную славу на все времена.

Идея перелета принадлежала любимцу Сталина — летчику Сигизмунду Леваневскому, первому из семерки героев СССР, спасителей Челюскинцев. Будущий полет широко разрекламировали в СССР, даже почтовую марку выпустили. Леваневский сам мечтал осуществить этот полет. Стартовал экипаж в августе 1935-го на самолете АНТ-25 конструктора Туполева. Но мировой рекорд не состоялся. Спустя несколько часов потекло масло из двигателя. Леваневский решил вернуться. За штурвалом был второй пилот Георгий Байдуков. Он хотел продолжить полет, полагая, что все обойдется, техники просто перелили масло при заправке (так оно позже и оказалось). Но вспыльчивый поляк достал пистолет и приказал сажать машину.

На разборе полета в кабинете Сталина Леваневский в присутствии авиаконструктора заявил: мол, Туполев вредитель, сознательно делает плохие самолеты, и он, Леваневский, летать на них больше не будет! И вообще в СССР нет надежных машин для такого рекорда. Иосиф Виссарионович командировал любимца за океан. Тот закупил американский «Вaлти» V-1A и вернулся на нем в СССР с несколькими посадками. Испытатель Валерий Чкалов возмутился «наездом» на Туполева. И предложил перелететь с Байдуковым через полюс в Штаты именно на АНТ-25. Но Сталин назначил им другой маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский.

20 июля 1936 года Чкалов, Байдуков и штурман Александр Беляков вылетели из столицы на Дальний Восток. Спустя 56 часов беспрерывного полета, преодолев в сложнейших условиях 9375 км, АНТ-25 сел на острове Удд в Охотском море. Все трое получили звания Героя Советского Союза, ордена Ленина. Чкалову вождь подарил самолет У-2, на котором тот позже катал маму и сынишку с друзьями. Остров Удд переименовали в честь летчика. Так испытатель стал знаменитым на весь Союз.

Чкалов не оставлял мечты о полете в Штаты. Причем именно через полюс. Расчет был прост: воздушный путь из Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан — около 18 тысяч км, через Атлантику — 14 тысяч, через Северный полюс — лишь 9605. Разница значительная!

 

В апреле 1937-го он и Байдуков отправляют наркому обороны СССР маршалу Ворошилову письмо:

«Климент Ефремович! Мы во второй раз обращаемся по вопросу о перелете в Америку из Москвы через Северный полюс. Вынуждены это сделать по следующим мотивам:

  1. Появились слухи о предложении Америки сделать регулярную воздушную линию через полюс (следовательно, американцы не замедлят сделать полет первые, и наши трехлетние разговоры об этом останутся только разговорами).
  2. Другие экипажи не проявляют настойчивости к проведению в жизнь своих намерений. Леваневский по-прежнему плохого мнения как о самолете АНТ-25, так и о руководителях авиационной промышленности. Сам же, опираясь на готовенькую американскую технику, свысока относится к нашему самолетостроению и к возможностям наших машин и людей.

Мы настояли на том, чтобы наш АНТ-25 отремонтировали и переделали то, что оказалось несовершенным в прошлом перелете (на Дальний Восток. — Ред.). Теперь самолет готов. Следовательно, никаких затрат, пахнущих миллионами, не потребуется.

Мы просим Вас, Климент Ефремович, войти в Правительство с ходатайством о разрешении полета на АНТ-25 в самое ближайшее время».

На этот раз Сталин дал добро.

18 июня 1937 года советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолёта АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелково и взяли курс на Северный полюс. Перелёт был задуман с целью побить мировой рекорд дальности полёта по прямой линии, который на тот момент составлял 9104,7 км (установлен в 1933 году французскими лётчиками П. Кодосом и М. Росси). На борту самолёта находились опечатанные спортивными комиссарами барографы, показания которых должны были засвидетельствовать, что АНТ-25 не делал промежуточных посадок. Опечатаны были также горловины бензобаков, что гарантировало невозможность скрытной дозаправки в воздухе (к тому времени такая техника уже практиковалась в авиации). 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолёт совершил благополучную посадку на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).

Американцы с восторгом встретили экипаж. Среди встречавших были советский посол в США А. А. Трояновский и служивший в те годы в Ванкувере генерал Дж. Маршалл, который принял экипаж у себя дома. Летчики были приняты в Вашингтоне президентом США Ф. Д. Рузвельтом в Овальном кабинете Белого дома. Члены экипажа встречались также со знаменитым полярным путешественником Вильялмуром Стефансоном.

Заявленная цель перелёта — новый мировой рекорд дальности — достигнута не была. Официальная советская пропаганда обходила этот аспект стороной, не давая никаких оценок фактической дальности перелёта и избегая всяких рассуждений на эту тему.

Страницы газет были наполнены восторженными откликами и превосходными степенями. Экипаж Чкалова представал троицей былинных «чудо-богатырей», которая осуществила сокровенную, казавшуюся несбыточной мечту величайших умов человечества. Перелёт — «сказка, которую сделали былью» большевики, «величайшее завоевание двадцатого столетия» и «самое выдающееся событие в истории авиации».

Согласно пропагандистской версии, авиаторы в США и других странах мечтали о таком перелёте, но сделать это оказалось по силам лишь советским лётчикам на советской технике. Однако никаких сведений о том, что в этот период кто-то ещё делал попытки или планировал совершить перелёт через Северный полюс из Европы в Америку или в обратном направлении, не имеется. Сам по себе полюс как объект спортивного интереса утратил ценность ещё в конце 1920-х годов, после арктических полётов Бэрда, Амундсена и Уилкинса.

За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

16 декабря 1938 года все радиостанции Советского Союза передали правительственное сообщение о «гибели великого летчика нашего времени, Героя Советского Союза товарища Валерия Павловича Чкалова при испытании нового самолета».

Торжественное прощание прошло в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на сильные морозы люди выстаивали многие часы, чтобы подойти к гробу прославленного авиатора. За два с половиной дня это сделали более полумиллиона человек. На траурном митинге актер Иван Москвин назвал Чкалова русским самородком, а писатель Алексей Толстой — богатырем советской земли. Урна с прахом Чкалова была помещена в Кремлевскую стену.

               Гуков.С.А.