Депутатами Булунского Райсовета обсуждаются новые направления в обеспечении транспортной доступности сел района

В стратегии социально-экономического развития Булунского района на период до 2035 года одним из основных приоритетов является развитие транспортной системы. В программе развития транспортной системы района отмечено, что отсутствие круглогодичной наземной транспортной инфраструктуры ограничивает развитие экономики, создает значительные проблемы для транспортного обслуживания населения и приводит к пространственной разобщенности территории района. Основной объем грузов перевозится водным транспортом в период навигации и автотранспортом в зимний период по автозимникам.

Автозимник по маршруту Тикси – Найба – Намы. Фото Анатолия Иванова.

В дорожном фонде района недостаточно финсредств для обслуживания всех внутрирайонных автозимников в соответствии с существующими нормативами. В связи с этим программой развития транспортной системы ставится задача по переводу автозимников по маршрутам Тикси – Найба – Намы и далее на Сайды, а также Тикси – Быков Мыс в статус республиканских.

Часть автозимника Тикси – Найба. Фото Ульяны Балановой.

Решение вопросов по обеспечению круглогодичного транспортного сообщения между Тикси и сёлами района, развитие муниципальных пассажирских автоперевозок возможно при поддержке республики.

Ещё одним перспективным направлением в обеспечении муниципальных пассажирских перевозок может стать использование новых типов малогабаритных речных судов на воздушной подушке, также при финансировании из бюджета республики.

Часть автозимника по Лене по маршруту Тикси – Кюсюр.

В повестку дня сессии Райсовета Булунского района 17 ноября этого года по инициативе депутатов был внесён для предварительного обсуждения вопрос о направлении обращения в правительство Якутии для рассмотрения возможности приобретения судна на воздушной подушке за счет средств из бюджета Якутии. На ноябрьской сессии этот вопрос был затронут в форме обсуждения информации о перспективных направлениях в обеспечении муниципальных пассажирских перевозок. Для направления обращения руководства администрации и Райсовета депутатов необходимо решение сессии, которое может быть принято на очередном заседании депутатов района.

Часть автозимника по Лене по маршруту Тикси – Кюсюр.

В стратегии развития Арктической зоны Якутии на период до 2035 года отмечается, что приоритетным в решении транспортной проблемы в арктических районах республики является развитие судоходства на арктических участках рек и на морских участках вдоль береговой черты, развитие малой авиации для обслуживания населения сёл. В перспективе, как одно из направлений в решении транспортной труднодоступности сёл в арктических районах, является производство гидросамолётов, судов на воздушной подушке, современных вездеходов.

Одно из маломерных судов на воздушной подушке, курсирующих по маршруту Якутск – Нижний Бестях. Фото из интернет-издания ЯСИА.

Правительством Якутии с 2017 года детально изучался российский рынок скоростных речных судов на подводных крыльях.  На выездном заседании 1 октября 2020 года в Тикси Проектного офиса по продвижению проектов Комплексного плана развития городского поселения Тикси на период до 2025 года сообщалось, что более ста труднодоступных населённых пунктов в арктических районах Якутии не оборудованы причальной инфраструктурой в соответствии с нормативами. В связи с этим республикой планируется закупать суда, не требующие такой инфраструктуры.

Судно на воздушной подушке для пассажирских перевозок по маршруту Якутск – Нижний Бестях. Фото из интернет-издания ЯСИА.

Также в ходе выездного заседания Проектного офиса в Тикси 1 октября 2020 года было отмечено, что находящееся в Нижнем Новгороде «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева» является ведущим российским предприятием в области проектирования экранопланов, судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке, судов на воздушной каверне. В 2020 году предполагалось, что для Якутии закупка речных судов – экранопланов и на воздушной подушке будет осуществляться с 2023 – 2023 годов.  Экраноплан – это высокоскоростное судно, летящее на относительно небольшой высоте от поверхности воды.

Николай Сургаев

На главном фото: Автозимник по маршруту Тикси – Найба – Намы. Фото Анатолия Иванова.

Читайте дальше