К 90-летию начала строительства морского порта в Тикси

В истории Тикси и Булунского района есть даты, выпадающие на август месяц, с которыми связано возведение у берега залива Булункан бухты Тикси будущего городского поселения и райцентра.

5 августа 1932 года пароход «Лена» доставил из Якутска в залив Сого бухты Тикси строителей будущей гидрометеостанции «Полярка» и её зимовщиков – наблюдателей. 28 августа 1932 года ледокол «Александр Сибиряков», совершавший за одну навигацию переход по Северному морскому пути из Архангельска во Владивосток, вошёл в бухту Тикси и встал на дальнем рейде. В двадцатых числах августа 1933 года в бухту Тикси на судах были доставлены работники нескольких отрядов Лена-Хатангской экспедиции, а 8 сентября у берега залива Булункан началось возведение причальных сооружений будущего морпорта.

Своеобразным плацдармом для изыскательских работ в бухте Тикси и строительства морпорта стала гидрометеостанция в заливе Сого. Она строилась в 1932 году Арктическим институтом совместно с Якутским гидрометкомитетом.

По итогам экспедиции на ледоколе «Александр Сибиряков» было создано Главное управление Северного морского пути, перед которым была поставлена задача по реализации ранее разработанных планов правительства страны по освоению Севморпути и развитию прилегающих к нему регионов.

Началась работа по созданию транспортной инфраструктуры на арктическом побережье. Были построены арктические порты, в том числе в Тикси, Игарке, Диксоне, Певеке и Провидении. Все они приобрели стратегическое значение с началом Великой Отечественной войны. Севморпуть стал самым безопасным маршрутом для перевозки грузов, в том числе и поступающих от стран-союзников по ленд-лизу.

Главсевморпуть занялся строительством ледоколов и судов ледового класса, развитием полярной авиации, обеспечением радиосвязи и созданием метеостанций вдоль арктического побережья.

До конца 1931 года экономическое обследование арктических регионов между Леной и Енисеем, в том числе изыскательские работы вдоль побережья Ледовитого океана от бухты Тикси до Хатангского залива, организовывалось по линии различных министерств (в то время – комиссариатов).

После экспедиции на «Сибирякове» была создана новая структура, которая должна была собрать воедино все ресурсы для освоения и развития северных регионов.

17 декабря 1932 года вышло Постановление Совета народных комиссаров СССР (правительства страны) №1873 об организации при СНК СССР Главного управления Северного морского пути.

В административно-хозяйственное подчинение Главсевморпути постепенно перешли острова и моря Северного Ледовитого океана в европейской части СССР, в азиатской – вся территория страны к северу от 62-й параллели со всеми хозяйственными предприятиями союзного значения, портами и судоремонтными заводами, торговой и заготовительной системой, лесозаготовками, угольными разработками, оленеводством, с авиацией, изысканием и эксплуатацией полезных ископаемых.

В феврале 1933 года было решено начать освоение самого трудного, центрального участка Северного морского пути – вдоль побережья моря Лаптевых. В этот район было намечено послать три экспедиции: в южную часть Северной Земли для геологической разведки месторождений олова; Нордвикскую геологопоисковую с охватом восточной части Таймырского полуострова; Лена-Хатангскую – с задачами проведения портовых изысканий в районе дельты Лены, гидрографо-топографического описания побережья от Лены до Хатанги, геологического обследования прилегающих районов.

На заседании коллегии Главсевморпути было принято решение о строительстве базового порта в бухте Тикси и транспортировке грузов Северным морским путем для Якутии.

Начальником Лена-Хатангской экспедиции был назначен Борис Михайлович Михайлов, который стал первым руководителем Тиксинского морпорта. Он строил первые полярные станции в Арктике на мысе Челюскина, на Новой Земле. В 28 лет возглавил такое масштабное государственное предприятие, каким была Лена-Хатангская экспедиция.

Портоизыскательский отряд экспедиции возглавил Александр Васильевич Светаков, до этого работавший на портовых изысканиях на Сахалине. Он стал и заместителем Б.М. Михайлова.

К октябрю 1933 года портоизыскательский отряд А.В. Светакова закончил полевые работы по исследованию бухты Тикси и дельты Лены. А в начале 1934 года Светаков представил на рассмотрение руководства Главсевморпути свой эскизный проект морского порта в бухте Тикси.

Николай Сургаев, фото автора

На фото:
1. Залив Булункан бухты Тикси в конце июля 2014 года.
2. На праздновании 80-летия Тиксинского морпорта 13 августа 2014 года Б.М. Дементьев передал Владимиру Павловичу Земнухову от ветеранов порта портрет Б.М. Михайлова.
3 – 6. Тиксинцы и гости райцентра – участники празднования юбилея Тиксинского морпорта. 

Читайте дальше